Фото Reuters
В понедельник вечером начался двухдневный визит министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера в Грузию. В Тбилиси он встретился с президентом Георгием Маргвелашвили, премьер-министром Ираклием Гарибашвили и главой МИДа Тамар Беручашвили. Скудость и одновременно разноречивость предварительной официальной информации, посвященной визиту дипломата, дала повод для различных предположений.
О приезде Франк-Вальтера Штайнмайера официоз сообщил лишь в понедельник утром, тогда как обычно о визите такого уровня информация в Тбилиси всегда распространялась загодя. Некоторые источники назвали визит региональным – после Грузии глава МИД Германии якобы собирался посетить Армению, а потом Азербайджан, или наоборот, что, в общем, не принципиально. При этом визит Штайнмайера привязывался к недавнему заявлению канцлера Германии Ангелы Меркель изданию Welt, процитированному Радио «Свобода». В нем, напомним, Меркель обвинила Россию во вмешательстве во внутренние дела стран, которые стремятся к сближению с Евросоюзом. «Россия создает проблемы Молдове, Грузии и Украине, которые приняли суверенное решение подписать соглашение об ассоциации с ЕС», – заявила она, вспомнив «замороженные конфликты» вокруг Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, а также события в Украине. Попутно Меркель высказала подозрение, что Москва пытается поставить в экономическую и политическую зависимость некоторые балканские страны.
Интервью Ангелы Меркель в определенном смысле пересеклось с публикациями Bloomberg Businessweek и Financial Times, в которых дается анализ экономической ситуации в ряде постсоветских стран и, в частности, рассматриваются причины резкого падения курсов национальной валюты в Грузии и Армении. В статьях говорится, что причиной этого стали углубляющийся кризис в России и удешевление рубля, что не могло не отразиться на объеме денежных переводов из РФ в эти южнокавказские страны и экспортно-импортных операций.
«Соседи России тесно связаны с ее экономикой торговлей и денежными переводами. Когда курс рубля начинает падать, он оказывает давление на национальную валюту. В начале года это ощутил Казахстан и был вынужден пойти на девальвацию тенге. Теперь жар достиг Армении и особенно Грузии, – отмечает Financial Times. – У обеих стран значительный агропромышленный экспорт в Россию. Они надеялись извлечь выгоду из санкционного противостояния Москвы и Запада, однако девальвация в России стала угрожать торговле... Способность самих стран поддержать свою валюту ограничена».
С учетом экономических сложностей, угрожающих Грузии и Армении, тут же возникли предположения, что визит Штайнмайера может быть связан с этим: Грузия подписала договор об ассоциации с ЕС, а что касается Армении, в последний момент выбравшей Евразийский союз, то в отношении ее может быть предпринята попытка разворота в сторону Запада.
Но во второй половине понедельника выяснилось, что Штайнмайер ни в Армению, ни в Азербайджан не собирается. «Визит министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера является знаком политической поддержки Грузии и проявления солидарности», – на пресс-конференции в понедельник объявил спикер МИД Грузии Давид Кереселидзе. По его словам, «главной темой переговоров станет ситуация на оккупированных территориях, дальнейшее углубление двусторонних отношений между Германией и Грузией, а также другие актуальные вопросы».
Сказанное спикером не означает, конечно, что стороны ограничатся обсуждением политических вопросов и не затронут экономические. Скорее всего Тбилиси попытается убедить гостя в необходимости оказать Грузии помощь от ведущего государства ЕС. Нельзя исключать и того, что в ходе визита будут затронуты вопросы, связанные с украинским кризисом. По некоторым данным, Европа находится в некотором замешательстве в связи с кадровой политикой Киева, не без подачи из Вашингтона пригласившего на правительственные посты иностранцев, среди которых превалируют представители Грузии. Официальный Тбилиси решение Киева пригласить на высокие посты членов правительства Саакашвили встретил настороженно, а в подтексте некоторых заявлений грузинских официальных лиц значилось: «Нашли, кого звать!» Не исключено, что информацию о некоторых бывших грузинских, а ныне украинских чиновниках Берлин желает получить из первых рук.