Белорусских продуктов в России стало меньше. Фото Людмилы Михэеску
Вчера в Минске продолжились российско-белорусские переговоры о поставках продовольствия. На момент сдачи номера в печать официальной информации об их итогах не было. А по данным источников «НГ», сторонам не удалось прийти к взаимопониманию – поставки белорусского продовольствия в Россию пока возобновлены не будут. Эксперты тем временем предрекают возникновение в белорусской экономике тех же проблем, что сейчас есть у российской.
Переговоры по поводу поставок продовольствия, которые начались в Минске в понедельник, белорусская сторона начала с оптимистичным настроем. В конце минувшей недели вице-премьер Белоруссии Михаил Русый высказал предположение, что договориться удастся уже в понедельник, а во вторник – закрепить договоренности документально.
Как рассказал журналистам заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, белорусская сторона предоставила российским коллегам полный перечень документов по каждому из предприятий, попавших в черный список. «По имеющейся на сегодня информации, у нас практически по всем предприятиям нет никаких оснований, чтобы они были закрыты. Мы приложим все усилия, чтобы часть белорусских предприятий до конца завтрашнего дня были открыты для поставок продукции в Россию», – заявил замминистра.
Правда, уже тогда он упомянул и о шероховатостях при поиске взаимопонимания. Во-первых, по словам Игоря Брыло, российские специалисты не подтверждают документами претензии к качеству белорусской продукции. «Россияне не по каждому факту предъявляют протоколы. Мы считаем это грубейшим нарушением», – возмущался чиновник. Кроме того, по его словам, в список нарушителей попадают даже предприятия, которые не поставляют товары в РФ. В частности, речь идет о Миорском мясокомбинате. В понедельник Россельхознадзор сообщил, что и в его продукции найден геном африканской чумы свиней (АЧС). «На каком основании вы делаете такое утверждение, если предприятие на протяжении последних полутора лет вообще не экспортировало продукцию в Россию?» – поинтересовался белорусский замминистра у замглавы Россельхознадзора Евгения Непоклонова. Наличие таких «шероховатостей», по мнению белорусской стороны, свидетельствует о предвзятом подходе со стороны России.
Вчера ситуация ухудшилась. Россельхознадзор сообщил, что вернул в Белоруссию 22 т концентрированной молочной сыворотки Лепельского молочно-консервного комбината по той причине, что груз сопровождался ветеринарным сертификатом, «заверенным печатью неустановленной формы».
Вчера источники «НГ», близкие к переговорам, утверждали, что сторонам не удалось договориться. По их словам, российская сторона не утруждает себя аргументацией принятых решений. Ее устроит только полный отказ от закупок сырья в странах, попавших под российские санкции. Россия «подталкивает» ближайшую союзницу к введению эмбарго, аналогичного российскому, говорят источники в белорусском правительстве. В то же время официальный Минск пока не намерен поддерживать союзницу в этом вопросе. Ни с экономической точки зрения, ни с политической Белоруссии, которая сейчас как раз пытается наладить отношения с Европой, это не выгодно.
Кстати, вчера в Минск приехал глава отдела по двусторонним отношениям со странами «Восточного партнерства» Европейской службы внешних действий Дирк Шубель. В начале недели в Варшаве прошел белорусско-польский экономический форум, и впервые после длительного перерыва начала работу межправительственная торгово-экономическая рабочая группа.
Анализируя ситуацию, эксперты предрекают проблемы для белорусской экономики при любом развитии событий в связи с тем, что она очень сильно привязана к российской. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Маринича, потери Белоруссии от запрета на поставку продовольствия в Россию оцениваются в 100 млн долл. Еще 160 млн долл. белорусский АПК потерял из-за девальвации российского рубля. Исходя из того, что 95–98% белорусского экспорта направляется в Россию, можно говорить о том, что потери будут существенно больше. И дело не только в продовольствии. На российский рынок поступала и основная масса промышленных товаров. «Если бы у нас была диверсифицированная экономика, а Россия занимала во внешнеторговом обороте 5–15%, это было бы не так болезненно. Но когда практически весь наш экспорт, не считая энергоносителей и калийных удобрений, приходится на Россию, то никуда не денешься. Мы связаны слишком короткой веревкой», – говорит белорусский экономист Лев Марголин.
Судя по всему, ничего хорошего в ближайшем будущем не ждут и власти Белоруссии. Несмотря на грядущую избирательную кампанию, в экономическом прогнозе на 2015 год, который в понедельник утвердил президент Александр Лукашенко, фактически не предусмотрен ни экономический рост (0,2–0,7%), ни рост доходов населения (1,1–1,5%). Не так стремительно, как российский, но так же уверенно вниз идет белорусский рубль. Вчера его курс в некоторых банках перевалил за психологическую отметку в 11 тыс. руб. С начала года по отношению к доллару белорусская национальная валюта обесценилась почти на 13%. Эксперты прогнозируют более существенную девальвацию белорусского рубля в начале будущего года.
Минск