Дмитрий Соин выступал за интеграцию Приднестровья в Россию. Фото с сайта www.tisam.ru
Депутат Верховного совета Приднестровья, лидер «Союза приднестровцев Украины» Дмитрий СОИН, арестованный три месяца назад в Киеве при выходе из московского поезда, в ночь с воскресенья на понедельник бежал из-под охраны Службы безопасности Украины (СБУ). Кишинев во время пребывания Дмитрия Соина в киевском СИЗО настаивал на экстрадиции его в Молдавию. Сам задержанный обратился к украинским властям с просьбой о получении статуса беженца. Вчера он оказался на свободе, перейдя без документов две границы – украинскую и российскую. Уже в России Дмитрий Соин рассказал корреспонденту «НГ» Светлане ФЕДОРОВОЙ, как все случилось.
– Дмитрий Юрьевич, откуда вы бежали – из тюрьмы СБУ в Киеве?
– Нет, я совершил побег из спецблока Харьковской больницы № 20. До этого меня содержали в Лукьяновском СИЗО в Киеве. Куда я попал после того, как меня в Киеве задержали на вокзале по запросу из Молдовы. Я прибыл в Киев из Москвы. И по срокам давности не мог быть задержан (Дмитрий Соин обвинялся якобы в убийстве гражданина Молдовы в Приднестровье в 1994-м, недавно это дело было поднято снова. – «НГ»). Однако молдаване обвинили меня в измене родины и шпионаже, создании незаконных вооруженных формирований, короче, во всех грехах. За этим обвинением просматривалась чистая политика.
– Источники «НГ» в Кишиневе говорят, что вас арестовали по наводке из Тирасполя…
– Я не могу этого утверждать, хотя такие версии я также слышал.
– В свое время вы переехали в Одессу, так как не ладили с руководством Приднестровья?
– Я критиковал власть Приднестровья. И мне действительно пришлось уехать из Тирасполя. Но обвинять кого-то конкретно в Тирасполе в том, что меня арестовали в Киеве, я не стану.
– А как вы из Киева попали в Харьков?
– Мои друзья в России начали переговоры с украинскими силовиками и договорились об обмене меня на 10 украинских военнослужащих и 6 волонтеров, задержанных в ДНР. Договорились об обмене 1 к 14. И меня привезли в Харьков, в тюрьму СБУ. Поскольку я болел, перевели в спецблок больницы № 20 Харькова. Там я находился в камере, на входе в которую, как в американских фильмах, стояла решетка с засовом и далее железная дверь. Между решеткой и дверью постоянно дежурили два работника СБУ. Когда меня оформляли в больнице, зарегистрировали под чужой фамилией, и это вызвало у меня подозрение. Тем более что мне не давали связаться с адвокатом и семьей. И я решил, что надо бежать. Поскольку я лежал под капельницей, это позволяло моим охранникам отлучаться – покурить, поесть. В 19.30 вечера в воскресенье они ушли. Во время их отсутствия я штативом капельницы отодвинул засов и выбрался в больничный коридор. По ступенькам сбежал вниз, и здесь мне повезло: у больницы стояло такси. Таксист мне помог: довез до границы и дал позвонить друзьям. У границы я побежал в сторону от КПП, преодолел пограничный ров (метра три глубиной), повредил ногу, но выбрался. К счастью, металлической стены, которую строили украинцы, на границе с РФ не было – денег не хватило достроить. И я побежал. И перебежал две границы – украинскую и российскую. Документов у меня не было, и я обошел российский КПП. На российской территории через какое-то время меня подобрали друзья. По дороге в Тулу накормили, и мы поехали в Москву.
– А что в Москве?
– Там мне надо было встретить семью: жену, двоих детей и маму. Им помогли выехать из Одессы через аэропорт Кишинева в Москву. Теперь мне надо их обустроить, потом займусь своими делами.
Досье Дмитрия Соина
Дмитрий Соин – участник военных действий во время вооруженного конфликта на Днестре со стороны Приднестровья. После войны работал в Комитете госбезопасности (КГБ) непризнанной Приднестровской Молдавской республики. В 1994 году его обвинили в убийстве гражданина Молдавии. Из КГБ он ушел и вскоре возглавил пророссийское молодежное движение «Прорыв», был избран депутатом Верховного совета от мажоритарного округа, каковым остается и сейчас. В Верховном совете возглавлял комитет по внешним связям. В 2011 году он был кандидатом в президенты Приднестровья. В 2013 году переехал в Одессу, по слухам, из-за разногласий с руководством Приднестровья. В Одессе он зарегистрировал «Союз украинцев Приднестровья», лидером которого являлся. Имел широкие связи в Верховной Раде и Госдуме.