Фото Reuters
Нельзя не видеть, что подавляющее большинство населения ДНР и ЛНР видит в нынешней Украине «другого», или «чужого», противостояние с которым составляет если не весь смысл его жизни, то как минимум является императивом ради выживания и будущего развития. Пока это «внутренняя легитимация», она мало отразилась на восприятии этих лидеров и представляемых ими республик за их границами. Поэтому подлинная легитимация ДНР и ЛНР зависит от того, как их власти в ближайшее время смогут решать проблемы населения, и от того, смогут ли они заниматься госстроительством в условиях гражданской войны и блокады.
Легитимация в конечном счете – это политический акт, который мало зависит от объективности оценок даже самых опытных международных наблюдателей и специалистов по электоральным процессам. В мировой политике, почти как и в обычной жизни, успешными считаются государства сильные и способные самостоятельно действовать, не будучи зависимыми от других государств. Государства – это свободные агенты, которые не признают никаких ограничений своего суверенного статуса. Поэтому легитимация ДНР и ЛНР – не функция от качественного проведения нынешних или каких-то будущих выборов. Она зависит от успешности решения насущных проблем, умения ставить адекватные цели государственного строительства в ужасных условиях гражданской войны и блокады и достигать их.
Вопрос о выплате пенсий для граждан Донецкой и Луганской народных республик – лакмусовая бумажка намерений Киева, и ему не уйти от обнародования результатов этого своеобразного теста. Решение порвать экономические связи, соединяющие население ДНР и ЛНР с остальными гражданами Украины, говорит о том, что Киев окончательно отказывается от мирных переговоров о судьбе этих территорий. Фактически уже в апреле 2014 года, когда Верховная Рада отправила армию на покорение Донбасса, экспертам было очевидно – разбившийся сосуд под названием «Украина» не склеить. Во времена Тамерлана (XIV век) можно было переселить все население завоеванного государства на новые территории, безжалостно вырезать недовольных и тем самым создать условия для присоединения этой территории. Даже военная операция в апреле–ноябре 2014 года оставляла хотя бы видимость надежды на переговоры и нахождение компромисса между конфликтующими сторонами в виде «федерации», «конфедерации», «союза» или чего-то другого.
Отказ же выполнять по отношению к бывшим согражданам базовые функции современного государства, включая трансферты социально незащищенным слоям населения, – это громогласный и бесспорный акт, подтверждающий стремление Киева отказаться от борьбы за Донбасс, неверие в свою способность добиться желаемого результата. Представить этот шаг как-то по-другому, наверное, не сможет даже пропагандистская машина союзников Киева. Хотя она, безусловно, будет стараться это сделать.
Выборы гальванизировали нынешний этап развития постмайдановских политических процессов на Украине, поставили все стороны конфликта перед простым выбором: сохранение военного противостояния или признание невозможности двух частей Украины оставаться вместе. Конфликт завершится не потому, что были проведены выборы, а скорее выборы были проведены потому, что идет поиск хотя бы какого-то пути к окончанию гражданской войны. По сути, выборы должны были стать сигналом Киеву со стороны Донбасса: остановите войну, вам этот народ не завоевать!
Учебники по политической науке и государственному праву способны дать исчерпывающий ответ на вопрос, чем следует заняться и на что обратить внимание молодым республикам после выборов. Но государственное строительство никогда не идет по единому шаблону, основанному на теоретических моделях. Каждое государство уникально, оно зарождается и формируется в условиях, которые невозможно повторить. Как правило, нельзя устранить неблагоприятные факторы, влияющие на ход строительства, нужно к ним приспосабливаться и учитывать. Поэтому трудно сказать, следует ли начинать государственное строительство в ЛНР и ДНР именно с принятиями ими Конституции... Ведь современная Россия приняла действующую Конституцию через два года после начала своей постсоветской истории, а в США Конституцию приняли через 11 лет после провозглашения Декларации независимости.
Совершенно очевидно, что для ДНР и ЛНР главное сейчас – выживание населения в условиях военных действий и приближающейся зимы, а также возрождение хозяйственной жизни на контролируемой территории. Условия для успешного решения этих проблем невероятно сложные. Но все познается в сравнении. На карте планеты есть немало государств, которые окружены враждебно настроенными соседями: Куба, Армения, Израиль. В этом смысле две республики на своих восточных границах имеют государство, которое никакой угрозы им не представляет. А в критические моменты Россия оказывает им гуманитарную и иную помощь. Поэтому лозунгом сегодня для ДНР и ЛНР должна стать доктрина малых дел: восстановить водоснабжение и отопление, обеспечить выплату пенсий и социальных пособий малоимущим, помочь предприятиям и бизнесу возобновить свою работу. Немедленный успех этой деятельности вовсе не гарантирован. Но без этих усилий успеха не будет и в самой дальней перспективе.