Абхазская железная дорога позволит восстановить сообщение в направлении Грузии и Армении. Фото с сайта www.wikipedia.org
В понедельник в Сочи президенты РФ и Абхазии Владимир Путин и Рауль Хаджимба подписали Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Документ, судя по некоторым оценкам, стал сводным российского и абхазского проектов договора. Тем не менее в Сухуме прошла акция протеста, организованная партией «Амцахара» («Родовые огни»), считающей, что некоторые статьи договора противоречат Конституции Абхазии и ущемляют суверенитет республики.
В понедельник в Сухуме прошел и другой митинг – сторонников Договора о союзничестве. Две акции прошли в параллельном режиме и стали свидетельством того, что не все противоречия в проектах, разработанных российской и абхазской сторонами, оказались устранены.
Напомним, что в российском проекте абхазскую сторону не устроили положения, предполагавшие делегирование части суверенитета Абхазии в пользу России. Речь шла о создании наднациональных военных, правоохранительных, таможенных структур, о порядке социального обеспечения, диктовавшего целесообразность принятия российского гражданства всеми жителями республики, и, пожалуй, главное – облегченные правила предоставления гражданства Абхазии гражданам России и наоборот.
Как сказал «НГ» доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Сергей Маркедонов, абхазское общество опасается, что либерализация правил предоставления гражданства приведет к наплыву россиян из неблагополучных регионов, тогда как сегодня иностранцы не имеют права на обладание недвижимостью в Абхазии. «Еще нежелательнее для абхазов в этом свете грузины, покинувшие республику во время войны и осевшие в РФ. Опасения по поводу изменения этнического баланса в Абхазии всегда были высоки», – сказал «НГ» Маркедонов.
Член Общественной палаты Абхазии Арда Инал-Ипа выразила недоумение скоропалительностью принятия нового договора. «Геополитических изменений в регионе, повышающих угрозы для Абхазии или России, нет. Сам договор вызывает вопрос: какова его основная идея? Российский проект оставлял впечатление того, что его авторы не озабочены существованием Абхазии в качестве независимого государства и готовы видеть республику в качестве одного из российских регионов. Если это действительно так, то никакие поправки пунктов договора его сути не изменят», – считает Арда Инал-Ипа.
В то же время патриарх абхазской политики, экс-премьер-министр Сергей Шамба высказал уверенность в том, что на подписание президентам будет представлен компромиссный вариант договора, учитывающий интересы и России, и Абхазии. «Эмоции будут всегда – таково абхазское общество. Ни одно важное решение у нас никогда не находило всеобщей поддержки сразу», – сказал он «НГ». И оказался прав.
Пока в столице черноморской республики часть общества торжествовала, выражая уверенность в том, что новый российско-абхазский договор повысит безопасность Абхазии, укрепит стабильность и будет способствовать экономическому подъему, а другая часть била тревогу в отношении сокращающегося суверенитета страны, Путин и Хаджимба подписали документ.
Как сказал российский лидер, финансовая помощь, оказываемая Россией Абхазии, с подписанием договора о союзе и стратегическом партнерстве будет увеличена. «Мы с вами знаем, что запланировано как раз двукратное увеличение этой помощи», – сказал он. По мнению президента, подписанный договор даст толчок всему комплексу двусторонних отношений. Согласившись со сказанным, Рауль Хаджимба выразил уверенность в том, что у Абхазии резко возрастут возможности благодаря содействию России в вопросах безопасности и социально-экономического развития республики. «Если в прежние годы мы были нацелены на социальные проекты, то сегодня как раз стоит задача повысить уровень экономических возможностей нашей страны», – заявил абхазский лидер.
Президенты также договорились наращивать внешнеполитическую координацию, в частности, в формате женевских многосторонних консультаций по превенции напряженности в Закавказье. Крайне важным видится и заявление Владимира Путина о возможности полномасштабного восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию в направлении Грузии и Армении: «Полагаем, что реализация проектов подобного рода будет безусловно способствовать созданию условий для развития торгово-экономических связей между странами региона».
В этом свете нелишне помнить, что руководство Грузии еще недавно не возражало против восстановления железнодорожного движения через Абхазию, а блокированная Азербайджаном и Турцией Армения всегда была заинтересована в этом. Если проект будет реализован, то он способен отразиться на региональном раскладе сил. В частности, можно ожидать возникновения некоторой напряженности между Тбилиси и Баку, который выступает за ужесточение блокады Армении до решения карабахской проблемы в рамках территориальной целостности Азербайджана. Согласие Тбилиси оживить абхазский участок железной дороги и тем самым способствовать деблокации Армении азербайджанской стороне, идущей навстречу Грузии по многим вопросам, явно не понравится.
Событие в Сочи не прошло не замеченным в Тбилиси. Глава миссии наблюдателей ЕС в Грузии Тойво Клаар, комментируя подписанный договор, заявил, что он по большому счету ничего не меняет. «ЕС продолжит политику непризнания Абхазии и Южной Осетии. Позиция Евросоюза в вопросе территориальной целостности Грузии останется неизменной», – заявил Клаар журналистам.
Оценка властей и оппозиции Грузии в отношении российско-абхазского договора совпали. Оба политических лагеря считают, что происходит «поэтапная аннексия грузинской территории». При этом оппозиция убеждена, что реализация этого сценария стала возможной из-за пассивности властей по абхазскому вопросу. Хотя, как мог реально противодействовать официальный Тбилиси заключению договора между РФ и Абхазией – непонятно, и оппозиция – в основном бывшие власти Грузии – ничего конкретного на этот счет, кроме голой критики, тоже не предложила.
Руководитель Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий предлагает обратить внимание на реакцию абхазского общества на подписание договора. По его мнению, в процессе разработки документа в Абхазии обострились отношения между сторонниками независимости и сторонниками максимального сближения с Россией. «Это тревожный симптом, который может привести к непредсказуемым последствиям», – сказал «НГ» Русецкий.