На фото Ираклий Аласания (слева) и министр обороны США Чак Хейгел. Фото Reuters
Бывший министр обороны Грузии Ираклий Аласания в четверг выехал в Канаду для участия в Форуме по безопасности. По окончании мероприятия он переберется в США для встреч с представителями Госдепартамента, сенаторами и другими представителями американского политического истеблишмента. Об этих планах Аласания сообщил перед вылетом из тбилисского аэропорта.
В каком статусе выехал за океан и будет ли встречаться с официальными представителями Вашингтона бывший министр обороны – непонятно. Все-таки одно, когда подобным занят экс-президент Михаил Саакашвили, девять лет светивший Белому дому как маяк демократии на Южном Кавказе, и другое – Ираклий Аласания, уволенный недавно с должности за коррупционный скандал в министерстве и попытку выгородить проштрафившихся чиновников.
Аласания, однако, считает, что ничего сверхординарного в этом нет. «В Вашингтоне я встречусь с людьми, которые вовлечены в политику США в отношении Грузии. Мы будем говорить о безопасности, политике. Я представляю, как США, являясь стратегическим партнером, могут помочь Грузии в исправлении ошибок властей… Речь идет о форме, в какой в течение последних недель с их стороны осуществлялись нападки на политических лидеров, и убежден, что США выступят за демократическое развитие событий», – заявил Аласания.
По сути, последнее предложение означает, что экс-министр обороны едет в Америку за покровительством. И добиваться его Аласания будет методом, апробированным бывшими властями – «Единым национальным движением» (ЕНД), которым сам противостоял несколько последних лет в составе коалиции «Грузинская мечта» (ГМ).
Метод банален – достаточно обвинить ГМ в преследовании по политическим мотивам. В качестве доказательства – уход из правительства в знак солидарности с Аласанией еще двух министров, отвечавших за внешнеполитический курс Грузии, – главы МИДа Майи Панджикидзе и госминистра по западной интеграции Алекси Петриашвили. Таким образом, экс-министры подхватили обвинения ЕНД, объяснявших всему миру, что уголовные дела против лидеров партии возбуждены потому, что ГМ готовит Грузию к политическому развороту и убирает оппонентов. Теперь о политическом преследовании заговорили и экс-министры, вышедшие из состава ГМ.
Майя Панджикидзе, являющаяся и близкой родственницей Аласании, заявила местным СМИ, что на экс-министра обороны оказывается давление по политическим мотивам, что, по имеющейся у нее информации, его могут посадить и что проверка Министерства обороны, в ходе которой якобы были выявлены недостатки, была затеяна с одной целью – приструнить ставшего слишком самостоятельным министра Аласанию.
Контрпропаганда ГМ, похоже, остается не слишком эффективной, как и в самом начале прихода к власти. Недавнее заявление вице-спикера парламента Мананы Кобахидзе телеканалу «Рустави-2» о том, что выяснение причин пищевого отравления различной тяжести у 800 военнослужащих нельзя расценивать как политическое давление, равно как и другие недостатки, а в их числе и крупные растраты, выявленные в ходе проверки Министерства обороны, особого воздействия не возымело. Новые оппозиционеры заученно повторяют свое.
О том, что Грузия и не помышляет об изменении внешнеполитического вектора, много пришлось говорить в Брюсселе премьер-министру Ираклию Гарибашвили. Практически все встречи главы правительства в НАТО и в структурах ЕС начинались именно с заверений в верности прозападному курсу, отрицания обвинений в политических преследованиях и завершались рекомендацией того или иного представителя Запада… прекратить гонения политических оппонентов. И все-таки на этот раз Гарибашвили удалось вывести диалог с западными покровителями бывших властей из режима «разговора глухого с немым». О чем свидетельствуют солидная финансовая помощь, обещанная Грузии Евросоюзом, и заметно изменившаяся тональность замечаний о недопустимости политических репрессий и защите прав человека. Не случайно и сам премьер-министр вернулся в Тбилиси, очень довольный итогами визита. Но властям, похоже, предстоит отражать новую атаку, которую из США вот-вот предпримет экс-министр обороны.
Претензии Аласании теперь носят и чисто юридический характер. Он обвиняет главную прокуратуру не только в выполнении политического заказа, но и в создании помех работе адвокатов задержанных высокопоставленных чиновников Минобороны. Дело в том, что ввиду секретности дела, касающегося военного ведомства, защите предлагается изучить тома обвинения в специально оборудованном помещении без права выноса материалов наружу. Адвокаты считают это ущемлением прав. Прокурор Кока Кацитадзе, в свою очередь, заявил, что в уголовном деле заметное место отведено эпизоду по покупке кабелей связи, что является секретом и огласке не подлежит. Документы можно вынести только с ведома департамента контрразведки. Тем не менее обвиняемая сторона и это пытается использовать в своих интересах.