Депутаты парламента ратифицируют договор о вступлении Армении в ЕАЭС в декабре. Фото с сайта www.parliament.am
Пакет документов о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) будет представлен на ратификацию парламента в декабре. Задержка вызвана техническими деталями, и республика с 1 января все же станет членом ЕАЭС. Конституционный суд (КС) на днях признал договор о вступлении в альянс соответствующим законодательству и не противоречащим национальным интересам Армении.
В Ереване в высшей степени серьезно относятся к членству в ЕАЭС – для координации действий в рамках организации специально создано Министерство международной интеграции и реформ. Оно же будет заниматься вопросами взаимодействия Армении с ЕС. Однако в обществе единого мнения по вопросу членства в ЕАЭС нет. Большинство традиционно поддерживает российский вектор армянской политики, однако есть и немало противников. Возможно, более или менее объективно отражающим настроения людей стоит считать митинг оппозиционной коалиции, где два политических лидера из трех ратуют за вступление Армении в ЕАЭС, а один – категорически против. Примерно такое разделение и в обществе.
«Членство в ЕАЭС замораживает все проекты по повышению эффективности государственного управления, ибо продолжающееся в ограниченных масштабах сотрудничество с ЕС в этой области не может быть столь же эффективным, как в случае планировавшегося подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. А значит, мягко говоря, сомнительными становятся перспективы преодоления коррупции, монополий, губительность которых особенно очевидна в отсутствие богатых природных ресурсов и выгодного географического расположения Армении», – заявил «НГ» президент ереванского пресс-клуба Борис Навасардян. По его словам, неизбежны как сокращение объемов международной помощи (прежде всего ее компонента, стимулирующего мобилизацию собственного потенциала, реформы и прогресс) и зарубежных инвестиций, так и ограничение других форм сотрудничества со многими важными партнерами.
Та модель государственно-политического устройства, которая худо-бедно нарабатывалась в течение всех последних лет, уже сегодня фрагмент за фрагментом демонтируется, возвращая страну в прошлое, говорит аналитик, притом что Армения не может себе позволить остановки или – того хуже – отступления на пути развития, модернизации: страна и так запуталась в капкане многочисленных проблем социально-экономического, внутри- и внешнеполитического порядка, а армянское общество и его элита – в выборе ценностных ориентаций и концептуальных представлений о своем будущем.
В противовес ему директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян указывает на плюсы, которые получила Армения, присоединившись к ЕАЭС. «Они лежат в двух плоскостях. Первая – безопасность, которая формально не является частью соглашения об интеграции в ЕАЭС, но сохраняет формат безопасности, который сложился в рамках ОДКБ и двусторонних отношений с Россией. Вторая – определенные экономические дивиденды, – заявил «НГ» Искандарян. – Безопасность для Армении является красной чертой, через которую переступить трудно».
По мнению Навасардяна, плюсы, конечно, есть. «Во-первых, 1,13% из «общего котла» таможенных сборов – это больше соответствующей сегодняшней статьи бюджетных доходов Армении. Хотя в основе интеграционного процесса, думается, должен лежать принцип сближения уровней экономического развития, и если он сработает в случае ЕАЭС, то, скажем, с учетом населения Армении, доля которого выше означенного процента, последний станет невыгодным. Если же экономические возможности выравниваться не будут, то насколько правомерно называть весь процесс интеграцией? Тогда для него есть иные, не столь благозвучные определения. Во-вторых, российский газ будет обходиться «Газпрому Армении» по более низкой цене, но для потребителя он, судя по всему, подешевеет незначительно, а электроэнергия, себестоимость которой зависит от цены природного газа, недавно подорожала. То есть в выигрыше главным образом оказывается компания, обладающая монополией на транспортировку и поставки газа и на 100% принадлежащая российской госкорпорации. В-третьих, предпочтя евразийский путь европейскому, Армения избежала катаклизмов, с которыми в той или иной степени столкнулись страны «Восточного партнерства», сделавшие иной выбор. И это, конечно, главный плюс, хотя и он небесспорен, если оценить его с точки зрения долгосрочной перспективы», – заявил Борис Навасардян. Зато ожидания российских инвестиций взамен обещанной ЕС в случае парафирования Соглашения об ассоциации донорской конференции вряд ли оправдаются, полагает он, ибо Россия оказалась под санкциями Запада.
Неприятно также, по мнению Навасардяна, то, что договор о членстве в ЕАЭС предполагает для Армении усеченные полномочия при принятии решений. «Это сработает и в случае постановки упомянутого выше вопроса о доле «в общем котле», и при обращении к теме таможенного пункта на границе с Нагорным Карабахом, которая в любой момент может стать предметом шантажа», – сказал НГ аналитик.
Александр Искандарян придерживается иной точки зрения. По его мнению, карабахский вопрос, в реальности вопрос таможенного пункта, Карабахом и Арменией не рассматривается. «Заявления в формате ЕАЭС по Нагорному Карабаху носят политический характер. Экономический вес Нагорного Карабаха по меркам ЕАЭС ничтожен. До сих пор карабахский вопрос никак не отражался на экономических отношениях России и Армении, они развивались и кое-что в них по «умолчанию». Карабахский вопрос может время от времени всплывать в повестке дня ЕАЭС, но противоречия будут устраняться», – сказал «НГ» Искандарян.