Фото Reuters
Президент Армении Серж Саргсян в четверг посетил непризнанную Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Цель поездки – ознакомление с ходом военных учений, проходящих в НКР, а также в целом с ситуацией, осложнившейся в среду, когда азербайджанскими силами недалеко от линии соприкосновения конфликтующих сторон был сбит армянский вертолет Ми-24. На момент подписания номера в печать армянские силы из-за огня противника все еще не подобрались к упавшему вертолету.
Скорее всего военнослужащие, находившиеся в подбитом вертолете, погибли. Армянская сторона не исключает, что вчера они еще могли быть живы и нуждаться в срочной врачебной помощи.
Несмотря на то что Ми-24 упал в нейтральной зоне, разделяющей враждующие стороны, азербайджанские военнослужащие, открывая огонь, не дали армянам приблизиться к вертолету. То же самое продолжилось в четверг, поэтому Степанакерт обратился в офис Красного Креста с просьбой выяснить судьбу армянских военнослужащих и, видимо, оказать содействие в получении останков.
Инцидент с вертолетом произошел в среду около полудня. По трактовке азербайджанской стороны, Ми-24 залетел в воздушное пространство Азербайджана, готовясь нанести удар по передовым позициям войск. Однако попытка была пресечена точным выстрелом сверхсрочника Илькина Мурадова, представленного за это к награде.
Степанакерт категорически опроверг версию азербайджанской стороны, назвав ее «лживой и не соответствующей действительности». Глава аналитической службы при президенте НКР Давид Бабаян заявил «НГ»: «Вертолет летел без вооружений. Он совершал тренировочный полет и не участвовал в какой-либо военно-учебной операции: на борту нет оружия, боеприпасов или военной техники, в чем можно убедиться, осмотрев машину. Ми-24 был сбит попаданием в хвостовую часть, то есть «со спины». Произошедшее я бы сравнил с известным преступлением азербайджанского офицера Сафарова, зарубившего топором спавшего армянского офицера, вместе с которым он учился на курсах НАТО». Давид Бабаян подчеркнул, что трагедия не повлияет на ход военных учений – они будут доведены до конца, а ситуация, несмотря на напряженность, остается под контролем.
Версию армянской стороны подтверждает некачественная видеосъемка, вероятно, сделанная телефоном и выложенная на страницах нескольких пользователей социальной сети Facebook. Если это именно кадры трагической гибели упомянутого Ми-24, то выстрел, похоже, действительно был произведен вслед улетающему в сторону армянских позиций вертолету. Следовательно, версия о готовящейся атаке азербайджанских позиций не выдерживает критики.
К армянской стороне, конечно, тоже есть вопросы. Чем оправдано столь близкое нахождение вертолета к азербайджанским позициям? Было дано задание облететь нейтральную полосу? Или экипаж отклонился от безопасного курса и действительно оказался в «азербайджанском небе», пусть и без злого умысла, что вполне вероятно, ибо в некоторых местах противников разделяет несколько десятков метров?
Ответы на эти вопросы, очевидно, еще предстоит получить. Ясно пока одно: меткий выстрел в очередной раз перечеркнул небольшие достижения в переговорном процессе и сегодня поставил на нем крест. Неслучайно посредники Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей переговорный процесс, не сговариваясь, поспешили призвать конфликтующие стороны воздержаться от проявления эмоций и приложить максимум усилий для того, чтобы боевые действия не возобновились.
Генсек ОДКБ Николай Бордюжа назвал произошедшее опасным инцидентом, «провоцирующим дальнейшее нагнетание обстановки в регионе». В его заявлении также говорится о том, что сбитый вертолет совершал тренировочный полет. Крайне резко отреагировало Минобороны Армении – в сообщении за подписью пресс-секретаря ведомства Арцруна Ованнисяна говорится, что «последствия будут для азербайджанской стороны весьма болезненными и останутся на совести военно-политического руководства Азербайджана». МИД Армении ответственность за инцидент возложил на Баку.
Азербайджан объявил о закрытии воздушного пространства над Нагорным Карабахом. Решение не очень понятное, потому что оно и так закрыто решением азербайджанского руководства с 1994 года. Тем не менее, как сообщалось, президент Армении Серж Саргсян прибыл в НКР именно воздушным путем.