Александр Лукашенко борется
с иждивенчеством. Фото с сайта www.president.gov.by |
К концу года в белорусском законодательстве должно появиться понятие «тунеядство». Пока власти готовят соответствующие изменения, местная общественность строит предположения о том, кого причислят к этой категории и как накажут. Эксперты утверждают, что разрабатываемые законодательные нормы противоречат Конституции, которая не обязывает граждан трудиться, а только фиксирует их право на труд.
Как и все в Белоруссии, тема борьбы с иждивенчеством и тунеядством возникла с подачи президента Александра Лукашенко. Около двух лет назад он заявил, что в стране много вакантных рабочих мест и при этом много (около миллиона) официально не трудоустроенных граждан, которые налоги не платят, а социальными благами пользуются. Тогда в республике наблюдался отток кадров, и гнев президента был направлен против тех, кто уехал на заработки в другие страны. В первую очередь в Россию. Глава государства даже предложил выставлять им другие, бездотационные счета за коммунальные услуги, за посещение детского сада, за учебу.
Чиновники стали думать, как выполнить указание Лукашенко. Два года назад вице-премьер Анатолий Тозик предлагал вменить белорусам в обязанность ежегодно заполнять налоговую декларацию и ввести в обиход некие социальные карточки. «Вот приходишь ты, к примеру, в поликлинику, вводишь ее в терминал – и на экране сразу же видно, что в последний год ни ты, ни за тебя никто не платил в Фонд соцзащиты. Получишь, конечно, медицинскую помощь, но за отдельную плату», – рассказывал он о механизме действия таких карточек.
Спустя примерно год своими идеями по поводу борьбы с тунеядством и иждивенчеством поделился премьер-министр Михаил Мясникович. «Ситуацию нужно исправлять. Один из способов – введение налога с неработающих», – заявил он. Накануне принятия бюджета на 2014 год начальник главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Светлана Кретова рассказывала, что проект введения нового налога уже подготовлен. По ее словам, предположительный размер налога должен составить 200–250 долл. Тогда же мэр Минска Николай Ладутько высказался о том, что асоциальных элементов нужно привлекать хотя бы к работам по благоустройству территорий и устройству газонов.
Однако пыл стратегов остудили тактики – МВД, Минтруд и Министерство по налогам. Ведомства, которые должны были бы выполнять новые нормы по борьбе с иждивенчеством. «К сожалению, никто пока в республике не смог посчитать, какой экономический эффект мы можем получить от того, что потратим средства на то, чтобы этих людей выловить, определить их статус», – заявлял первый заместитель министра труда Петр Грушник. «Сегодня мы говорим о тунеядцах, не зная, кто это: человек, который за 10 лет не вбил гвоздя в стену, или человек, который за два месяца прошел через границу 150 раз», – делился он своими сомнениями. О невозможности взять что-либо с тех, кто не работает, говорили и представители налоговой службы. «Мы обращаемся в суд, получаем оттуда акты о невозможности взыскания», – жаловалась заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. «Если говорить о введении такого налога (на тунеядцев. – «НГ»), то надо видеть четкую схему его взимания. И конечно же, только лишь с той целью, чтобы получить какой-то эффект от этого, а не просто устроить бумажный документооборот», – рассуждала она. На сложности, которые неизбежно возникнут при поиске тех, кто должен государству, обращали внимание и представители МВД. Например, если человек живет и работает в другой стране, его сначала нужно найти, чтобы сообщить, что на родине он числится тунеядцем.
Однако теперь ни МВД, ни налоговая, ни Минтруд не смогут отказаться от поиска трудных решений. «Пора прекращать это иждивенчество, 400 тыс. должны быть вовлечены именем революции в работу. Бездельников не должно быть в стране. Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает», – распорядился Лукашенко неделю назад. Он безапелляционно заявил, что новые нормы должны заработать с 1 января 2015 года.
МВД заявило о готовности дать определение тунеядству. «Термин «тунеядец» может быть применен к гражданам, которые умышленно уклоняются от участия в финансировании государственных расходов путем неуплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей», – сообщила пресс-служба этого ведомства. Речь идет о «совершеннолетних трудоспособных постоянно проживающих на территории Белоруссии гражданах, которые более шести месяцев в течение года уклоняются от финансирования государственных расходов (путем уплаты налогов, сборов и иных платежей)», поясняют там. Особо злостных предполагается арестовывать и привлекать к принудительному труду.
Независимые эксперты строят предположения относительно суммы налога. По одной из версий, будет сумма, эквивалентная 1 тыс. долл. Именно столько налогов в бюджет платит человек в течение года, если получает доход в виде минимальной заработной платы (около 150 долл.).
Правда, откуда неработающий человек возьмет такую сумму или как правоохранители будут искать уехавших за рубеж псевдотунеядцев, пока непонятно. Эксперты полагают, что суды с нового года утонут в огромном количестве безнадежных дел.
Правовые эксперты, кстати, обращают внимание на несоответствие Конституции разрабатываемых норм. «В 12-й статье советской Конституции была прописана обязанность трудиться, а в Конституции Белоруссии – только право. Поэтому, согласно Конституции, нельзя считать «тунеядство» преступлением», – говорит бывший судья Конституционного суда Валерий Фадеев. Он утверждает, что сначала нужно внести поправки в Конституцию, а это возможно только через референдум.
Минск