Пока переговоры идут, стена между Россией и Украиной растет. Фото с сайта www.kmu.gov.ua
Итоги миланской встречи президентов Петра Порошенко и Владимира Путина, исходя из комментариев украинской стороны, противоречивы. На политическом уровне главы государств договорились и о решении газовых проблем, и о нормализации ситуации в Донбассе. Однако эти договоренности предстоит уточнить и оформить. В Киеве считают, что в процессе практической реализации политических решений могут возникнуть проблемы.
Сразу после переговоров украинский президент коротко сообщил журналистам, чем закончилось обсуждение газовой проблематики: «Мы не смогли достичь практических результатов по газовому вопросу, но 21 октября в ходе переговоров РФ–ЕС–Украины мы надеемся достичь соглашения». В то же время президент РФ уточнил, в чем проблема.
«Мы договорились с украинскими партнерами об условиях поставок газа в Украину, по крайней мере на зимний период. Вопрос только в кассовом разрыве НАК (Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины». – «НГ»)».– сказал Путин.
То есть, как ранее предполагали эксперты «НГ», вопрос упирается в дефицит средств. Как известно, российская сторона ранее выдвинула два условия возобновления поставок газа: погашение части долга и предоплата. В конце сентября речь шла о том, чтобы «Нафтогаз» перевел «Газпрому» 3,1 млрд долл. до конца 2014 года – в счет оплаты долга, накопленного с ноября прошлого года по июнь текущего. Общая сумма оценивается российской стороной в 5,3 млрд долл. Но Киев эту сумму не признает, поскольку считает незаконной отмену скидок.
Потом стороны решили отложить выяснение спорного вопроса о цене, по которой газ поставлялся Украине в текущем году, до вынесения вердикта Стокгольмским арбитражным судом. Россия согласилась возобновить поставки по временному соглашению – до конца марта 2015 года – при условии выплаты Киевом 3,1 млрд долл., из которых 2 млрд долл. нужно было уплатить в октябре. Но в начале месяца «Газпром» согласился еще уменьшить первый платеж до 1,4 млрд долл.
По итогам встречи в Милане Путин сообщил о еще одной уступке. По информации агентства Интерфакс, он сказал, что российская сторона готова пересчитать общую сумму долга с учетом 100-долларовой скидки. В таком случае задолженность составила бы не 5,3 млрд долл., а 4,5 млрд долл. Но при этом российский президент подтвердил, что возобновление поставок возможно только по предоплате: «Россия в долг уже ничего поставлять не будет». Он пояснил: «Мы понимаем финансовое состояние украинских партнеров, видим, что у них есть кассовый разрыв. Мы пошли на уступки нашим украинским партнерам по оплате. И рассчитываем, что наши европейские партнеры, Еврокомиссия тоже должны подставить плечо Украине и помочь решить проблему с кассовым разрывом».
Евросоюз ранее выражал готовность предоставить финансовые гарантии, но о покупке для Украины газа за счет европейцев речь не шла. Украинские чиновники были раздосадованы ситуацией. Министр энергетики Украины Юрий Продан заявил в Милане: «На словах чувствовалось, что есть некоторая настроенность на конструктивные переговоры с российской стороны», но договориться делегации не смогли. Он пояснил: «Российская сторона отказалась зафиксировать в протоколе объем газа, который она обязуется поставить украинской стороне. Во-вторых, она отказалась зафиксировать цену 385 долл. за 1 тыс. куб. м как коммерческую цену, которая должна быть внесена в дополнительное соглашение между «Газпромом» и «Нафтогазом». Также отказалась от положения, что эта цена не должна меняться до марта 2015 года. И практически настаивала на том, чтобы осталось влияние на уровень цены в зависимости от решений российского правительства». Продан заподозрил, что российская сторона настроена сорвать подписание временного соглашения о поставках газа в Украину.
Порошенко, который в субботу вечером дал очередное интервью нескольким журналистам национальных телеканалов, настроен оптимистично. Он заверил, что украинская сторона готова выплатить «Газпрому» ту часть долга, которую признает (конец прошлого года и первый квартал текущего, когда с учетом двух скидок цена составляла 268,5 долл. за 1 тыс. куб. м. – «НГ»). Та часть долга, которая стала предметом дискуссий, может быть решена позже, полагает он.
Главное, по словам Порошенко, что стороны договорились о временной цене на газ на период с ноября по март включительно – 385 долл. за 1 тыс. куб. м. Осталось найти деньги для предоплаты. «Необходимо решить вопрос, каким образом мы обеспечиваем дефицит средств НАК «Нафтогаз» на закупку газа. Было предложено несколько схем. Я не могу сейчас их обсуждать», – сказал украинский президент. Он только обозначил возможные варианты: «Начиная от средств Международного валютного фонда, которые будут направлены (на оплату поставок газа. – «НГ»), и заканчивая средствами международных финансовых организаций». Порошенко пояснил причины, по которым западные партнеры могут помочь Киеву в этом вопросе: «Мы не должны дать возможность использовать газовый кнут, чтобы шантажировать Украину или Европу».
Говоря о финансовых проблемах «Нафтогаза», он затронул и тему ситуации в Донбассе: «Украина на сегодняшний день поставляет значительную часть объемов природного газа в Донецк и Луганск. Там потребляют газ, но «Нафтогаз» ни копейки из Донецка и Луганска не получает».
В продолжение темы Порошенко заметил, что у самопровозглашенных ДНР и ЛНР нет экономического потенциала, чтобы контролируемые ими территории смогли существовать без Украины. Он расценил попытку провести независимые от Киева выборы власти республик как «путь в никуда», поскольку эта власть не будет признана ни внешним миром, ни большинством жителей Донецкой и Луганской областей. А те, кто назовется парламентами и главами республик, не смогут обеспечить жизнедеятельность территорий, полагает украинский президент.
В интервью Порошенко сказал, что главной целью украинской делегации в Милане было добиться признания и выполнения Минских соглашений об урегулировании. Он отметил, что российская сторона ранее предполагала корректировать мирный план, а после переговоров в Милане согласилась, что Минские соглашения в полном объеме являются «базовой основой для деэскалации ситуации». Украинский президент подчеркнул: «Были заявления всех без исключения участников (встречи в Милане. – «НГ»): мы берем на себя обязательства исключительно в соответствии с пунктами Минского меморандума и Минского протокола».
Согласно этим документам, украинская власть собирается провести выборы местных органов власти в тех районах Донецкой и Луганской областей, которые сейчас контролируются ЛНР и ДНР, в начале декабря. Новая власть на этих территориях, как представляет себе Киев, получит расширенные полномочия, однако будет подчинена центральной власти. Сама территория останется в составе Украины.
Границы региона, который получит особый статус, по словам Порошенко, очертит Верховная Рада Украины. Он уточнил, что ЛНР и ДНР, возможно, придется ужаться: «Могу вам сказать, что линия фактического пребывания наших войск на сегодняшний день и линия, которая в основном согласована в Минском меморандуме и должна быть представлена в парламенте, отличается в украинскую пользу». Контролировать и территорию с особым статусом, и всю линию украино-российской границы в Милане договорились при помощи самых современных технических средств, которые поставят европейские страны. А сегодня-завтра отдельные переговоры проведут пограничные ведомства Украины и России.
Хотя Порошенко дал понять, что российская сторона полностью согласилась с этими планами, но открытым остался вопрос о мнении лидеров ЛНР и ДНР. У них, судя по всему, своя линия. В минувшие выходные премьер-министр ДНР Александр Захарченко, баллотирующийся на не признанных Киевом выборах главы республики, в ходе встреч с избирателями сделал ряд заявлений, которые идут вразрез с линией, представленной Порошенко.
По данным информагентств, находясь в Новоазовске, Захарченко сказал: «Считаю, что вся территория Донецкой народной республики – в границах Донецкой области – это и есть наша земля». Он добавил: «Мы чужого не хотим. Но Бердянск и Изюм заберем. А Мариуполь находится перед Бердянском». Он также сообщил, что ДНР приступает к формированию собственной пограничной и таможенной службы, первые посты появятся на границах с РФ. Кроме того, премьер-министр непризнанной республики сказал, что ДНР переходит в российский часовой пояс. Отделяясь от Украины, лидеры самопровозглашенной республики намерены начать добычу газа в регионе. «Газ будет добываться в Луганске. Это будет наш собственный газ», – передали информагентства слова Захарченко, которые стали своеобразным ответом на заявление Порошенко о том, что ЛНР и ДНР не платят за газ «Нафтогазу».
Эксперты в Киеве считают, что итогом переговоров президентов Украины и РФ в Милане стала пока только телевизионная картинка. Руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сказал «НГ», что об исходе газовых переговоров можно будет судить по встрече, которая состоится завтра в Берлине: захотят ли и смогут ли украинская, российская и европейская делегации оформить то, о чем на политическом уровне поговорили президенты? Главное – найдет ли Киев деньги для авансовых платежей за газ?
Что касается урегулирования в Донбассе, то в Киеве настроены пессимистично. «То, что мы видим, – это пока только политические маневры. О договоренностях судят по результатам, которых нет», – сказал «НГ» руководитель Международного института демократий Сергей Таран. Он считает, что позитивным сигналом стал бы вывод всех российских военных с территории Украины и жесткий контроль над всей линией украино-российской границы. Такое же мнение выразил в комментарии «НГ» офицер добровольческого батальона «Киевская Русь», который только что вернулся из зоны боевых действий. «Убрать российские войска и самое главное – российскую технику и оружие. Тем, кто называет себя ополченцами, предложить сложить оружие и сдаться. Против остальных провести настоящую антитеррористическую операцию. Тогда через две недели можно навести порядок в Донбассе, дать людям спокойно и мирно жить», – сказал он.
Украинские эксперты отмечают, что команде Порошенко в Милане не удалось добиться того, чтобы Россия признала присутствие своих войск на украинской территории и факт российского влияния на лидеров ЛНР и ДНР. А без этого переговоры превратились в имитацию деятельности, полагает политолог Александр Палий: «Российская сторона имитирует настоящий диалог, чтобы ослабить давление Запада на Россию. А в это время российские марионетки в Донбассе собираются отвоевывать у Украины всю территорию Донецкой и Луганской областей».
Сергей Таран считает, что планы ДНР и ЛНР не нужно принимать в расчет: «Интрига не в том, чего они хотят. И не в том, что говорит и думает Владимир Путин. Для нас главное – что делает украинская власть, как она использует время пусть декоративного, но перемирия. Есть два направления – укрепление обороноспособности государства и экономические реформы. Вот от чего зависит разрешение ситуации в Донбассе».
Киев