В Киргизии российским автомобилям предпочитают европейские и азиатские. Фото Олега Бровко
На этой неделе в Киргизии продолжится обсуждение перспектив вхождения страны в Таможенном союзе (ТС). Депутаты парламента должны решить судьбу первого пакета законопроектов, а всего на их суд правительство представит 112 документов, в том числе 38 законопроектов. Только после их принятия возможна ратификация соглашения о присоединении Киргизии к ТС.
Необходимость вступления Киргизии в Таможенный союз лоббирует министр экономики Темир Сариев. Опытный политик, последние несколько лет выступающий союзником президента республики Алмазбека Атамбаева, на прошлой неделе красноречиво убеждал депутатов в том, что вхождение в ТС выгодно для Киргизии: увеличатся объемы экспорта, дополнительный импульс для развития получит промышленность.
По данным министра, 36% экспорта приходится на драгоценные металлы – в частности, добытое в республике золото отправляется на продажу в Швейцарию. Эта статья экспорта после вступления в ТС не пострадает. Занимающие в этом списке второе и третье места сельскохозяйственные продукты и изделия легкой промышленности (главным образом текстиль) экспортируются именно в страны ТС, и вхождение республики в данное интеграционное объединение упростит поставки.
На протяжении нескольких лет, ведя переговоры со странами ТС, киргизские чиновники пытались выторговать льготы и преференции. Во многом им удалось добиться этого. Помимо значительных финансовых средств, выделяемых Россией на развитие экономики республики, киргизское правительство намерено получить преференции сроком на пять лет. В льготный же список Бишкек хочет получить 20 товарных групп, включающих 260 товарных позиций. «Это касается необходимого оборудования и сырья для племенных и семеноводческих хозяйств, кормов для рыб. Много субпозиций по лекарствам, есть эфирные масла, сырье для производства соков, а также средства, в том числе ГСМ, для Хайдарканского ртутного комбината. Есть в этом списке и оборудование, и спецтехника, которые нужны в производстве», – пояснил Темир Сариев. Вместе с этим чиновник предупредил народных избранников: наступления «светлого будущего» в стране на следующий день после вступления в ТС ждать не стоит – не менее года займет шоковый период.
Депутаты в отличие от чиновников к теме ТС относятся скептически. Парламентарии указывают на нарастающие в последние месяцы сложности в российской экономике, говорят о значительной разнице в экономическом развитии стран – участниц ТС. Особое беспокойство, судя по интенсивности обсуждений, у депутатов вызывает автомобильная тема.
После вступления в ТС жители Киргизии могут потерять возможность дешево покупать автомобильный секонд-хенд из Европы и Юго-Восточной Азии. Например, сейчас Volkswagen Passat 1990 года выпуска в Бишкеке можно приобрести за 3 тыс. долл., но после вступления в ТС цена на такие машины возрастет в несколько раз. Альтернативой может стать продукция российских автозаводов, о которой в республике не лучшего мнения.
При всем этом пока никто не может четко ответить на вопрос: когда Киргизия войдет в ТС и войдет ли вообще? Несмотря на то что президент Атамбаев и часть министров часто говорят о вступлении в ТС как о необходимой цели, процесс согласования, ратификации необходимых документов, похоже, затянется дольше предполагаемого. Причина не только в том, что у киргизского политического истеблишмента нет единой четкой позиции по этому вопросу, но еще и в том, говорят эксперты, что ситуация внутри Киргизии может обостриться в любой момент. Другой причиной, по их мнению, может стать ослабление экономических позиций России в результате санкционного противостояния с Западом.
Бишкек