Александр Лукашенко, возможно, возобновил свои политические маневры. Фото PhotoXPress.ru
В пятницу в Минске состоится саммит глав государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – в гости к Александру Лукашенко пожалуют президенты РФ и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Парламент Белоруссии вопреки достигнутым соглашениям и в отличие от парламентов России и Казахстана все еще не ратифицировал Договор о ЕАЭС. Более того, белорусские депутаты усугубили ситуацию, предупредив, что «ратификация документа ничего не значит».
Парламент Белоруссии намерен рассмотреть законопроект о ратификации Договора о ЕАЭС в четверг, накануне саммита. Эксперты предполагали, что Минск будет тянуть, требуя компенсации потерь от российского «нефтяного маневра». Но последовавшее заявление о том, что ратификация еще ничего не значит, запутала ситуацию и вывела на первый план вопрос: чего добивается Белоруссия? Точнее – президент Александр Лукашенко. Еще недавно речь шла о том, что парламенты стран – участниц таможенной «тройки» ратифицируют Договор о создании ЕАЭС одновременно. «Договор будет ратифицирован синхронно, в один день, на осенней сессии. Думаю, что день этот недалеко, и мы сможем с гордостью сказать, что живем в Евразийском экономическом союзе», – анонсировал событие глава Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий.
Тогда же он утверждал, что процедура одобрения договора в парламентах стран-участниц пройдет до 10 октября, то есть до того дня, на который намечена встреча глав государств таможенной «тройки». В частности, применительно к Белоруссии в СМИ фигурировала дата – 7 октября. Раньше не получалось, поскольку сессия начала свою работу только 2 октября.
Госдума РФ подала пример, поддержав документ практически единогласно еще 26 сентября. Уже 1 октября документ получил одобрение и в Совете Федераций. В тот же день синхронизироваться попробовал Казахстан – соглашение ратифицировала нижняя палата парламента этой страны. Сказать «да» не торопились только белорусские депутаты. Более того, накануне времени «Ч» в местных государственных СМИ стали высказываться мнения, что синхронность ратификации – это совсем не важно. «К чему такая шумиха вокруг синхронизации, к чему спешка?» – вопрошает на своем сайте государственное информационное агентство «Белта». Воодушевившись идеей синхронизации, все как-то потеряли из виду тот факт, «что в парламентах стран таможенной «тройки» несколько разная система рассмотрения документов. И мало кто принял во внимание то, что осенняя сессия в парламентах Беларуси, России и Казахстана открывается в разное время», рассуждает она. «Договор можно ратифицировать и в декабре, и это никак не нарушит планов начала функционирования нового интеграционного блока», – утверждается на сайте агентства «Белта» и напоминается, что ЕАЭС начнет работать с 1 января 2015 года. Вывод: главное – не процедура, а содержание документа.
Тему содержания договора подхватили и депутаты, к которым к тому времени документ поступил на рассмотрение. Он стал вызывать у них «вопросы и сомнения». «Основной вопрос – это налоговый маневр России, суть которого всем известна. По блокам есть вопросы по энергоснабжению, транспортному обеспечению, фитосанитарным нормам. Каждая комиссия по своему профилю имеет вопросы», – предупредил председатель постоянной комиссии парламента по международным делам Николай Самосейко. Правда, он обещал, что депутаты постараются управиться до 10 октября. В то же время спикер верхней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко высказался по этому поводу более определенно. «У нас сегодня есть определенные проблемы с ратификацией этого договора», – признался он и заявил, что никакой ратификации до «урегулирования вопроса с налоговым маневром России» не будет.
Вчера Николай Самосейко сообщил, что рассмотрение вопроса о ратификации Договора о создании Евразийского экономического союза назначено на 9 октября. Кстати, как утверждают СМИ, верхняя палата парламента Казахстана также намерена обратиться к этому вопросу в тот же день. Кроме того, на 9 октября назначено обсуждение вопроса возможной компенсации потерь Минску от вышеупомянутого «налогового» маневра.
Как писала «НГ» ранее, суть последнего состоит в том, что цена нефти для Белоруссии повысится, а экспортные таможенные пошлины, которые Россия пообещала отдать ближайшей союзнице, существенно снизятся. В результате для Белоруссии ситуация сложится так, как будто Россия вовсе и не обещала оставить в белорусском бюджете эти таможенные пошлины. «В России осуществляют некий налоговый маневр, в результате которого мы можем потерять все то, о чем договаривались в прошлом году с Российской Федерацией, – сказал по этому поводу президент Лукашенко. – Это ненормально: не успели ввести в действие договоренности, здесь их отменяем фактически другой рукой, и в результате Беларусь может потерять огромную сумму средств, более 1 млрд долла.». Тогда же он и поручил депутатам при рассмотрении евразийского договора «стоять на страже наших интересов».
Параллельно вышеописанным процессам «брожения» умов белорусских депутатов эксперты строили прогнозы дальнейшего развития событий. С одной стороны, России нет экономического смысла идти на уступки, ибо тогда для нее теряется смысл «налогового маневра». С другой стороны – цену имеют и политические факторы. Наблюдатели в Минске утверждают, что с ратификацией там будут тянуть сколько смогут. «Белорусской стороне торопиться с ратификацией некуда, Минск при необходимости может оттягивать до конца года ратификацию евразийского договора», – говорит по этому поводу экономист Ярослав Романчук. Эксперт полагает, что позиции Минска достаточно сильны и «Москве каким-то образом придется компенсировать Беларуси отрицательные последствия, связанные с реализацией налогового маневра в нефтяной отрасли». «Москва может согласиться на предоставление очередного кредита Беларуси, а вот безвозвратно предоставлять такую сумму Россия вряд ли станет», – прогнозирует еще один белорусский экономист Александр Чубрик.
Знакомство с содержанием законопроекта о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе, которое вчера едва ли случайно «утекло» в СМИ, говорит о том, что Белоруссия подготовилась даже к тому, что ей все же придется подписать договор без получения гарантий компенсации. Статья 1 законопроекта содержит заявление, из которого следует, что подписание Договора ничего не будет значить, если изъятия по энергоносителям, реализации продукции сборочных производств, доступу грузоперевозчиков на общий рынок и другие не будут отменены. «Республика Беларусь заявляет, что добросовестно будет выполнять свои обязательства в рамках Договора и предпримет иные меры по его реализации при условии, что к этому моменту на трехсторонней или двусторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций», «обогатили» белорусы содержание интеграционного документа. Не гарантирует Минск соблюдения договоренностей и в том случае, если эти ограничения отменят, но введут новые.
Минск