Ираклий Аласания считается самым прозападным министром правительства Грузии. Фото Reuters
Ряд министерств и ведомств Грузии выступил в среду с опровержением статьи, опубликованной накануне изданием Foreign Policy. Ее говорящий заголовок «Грузия предлагает тренировочный лагерь для сирийских повстанцев» раскрывает суть публикации. Реакция Тбилиси на статью интересна и тем, что косвенно доказывает небезосновательность слухов о расколе в высшем политическом истеблишменте – в то время как одни институты выступили с попыткой опровержения, другие, по сути, подтвердили, что дыма без огня не бывает.
Статья в Foreign Police выдержана в комлиментарном для Грузии духе. В ней в высшей степени позитивно оценивается роль южнокавказской страны в военных операциях НАТО и ее стремление вступить в альянс. В этом свете подчеркивается, что предложение грузинских властей организовать у себя тренировочный лагерь для отрядов сирийской оппозиции, которые США планируют использовать в войне против «Исламского государства» (ИГ), может стать существенным подспорьем в реализации плана Белого дома, рассчитывающего подготовить в Саудовской Аравии для упомянутой войны примерно 5 тыс. сирийских повстанцев. Сам факт предложения о тренинге для сирийских боевиков автор Джон Хадсон приводит со ссылкой на анонимного представителя администрации президента США и посла Грузии в Вашингтоне Арчила Гегешидзе.
Foreign Police пишет, если предложение Грузии будет принято, роль этого небольшого государства в создаваемой Вашингтоном антиисламской коалиции существенно возрастет. В статье приводится цитата вице-президента Атлантического совета США Деймона Уилсона: «Насколько же может повыситься эффективность НАТО, если все его члены вносили бы вклад, соизмеримый с вкладом Грузии». Активное участие Тбилиси в деятельности альянса называется «политикой одностороннего сближения», а в качестве главного проводника называется министр обороны Ираклий Аласания, имеющий репутацию наиболее прозападно ориентированного члена грузинского правительства. К слову, Аласания, который, возможно, мог бы выступить с некими пояснениями, в среду утром отправился с визитом в Армению, а другие представители оборонного ведомства Грузии в его отсутствие, похоже, об истории с тренировочным лагерем говорить не будут.
Еще одной причиной, побуждающей Грузию вступить в создающийся против ИГ блок, может быть острое ощущение опасности, которую несет в себе халифат, и, возможно, какая-то моральная ответственность за то, что в рядах исламских боевиков воюют кавказцы, предполагает автор. Речь, в частности, о такой заметной фигуре, как Омар Аль-Шишани – выходец из Панкисского ущелья Грузии.
Договоренность по созданию тренировочного лагеря для сирийских боевиков могла появиться в ходе недавнего визита в Тбилиси главы Пентагона Чака Хейгела. Собственно, тогда была достигнута договоренность о создании в Грузии учебного антитеррористического центра регионального масштаба. Но без упоминания конкретных целей. Напомним, что грузинский эксперт по военным вопросам и безопасности Вахтанг Маисая, комментируя «НГ» визит американского министра обороны (см. номер от 09.09.14), высказал предположение, что Хейгел мог заручиться поддержкой Грузии в боевых действиях против халифата.
Сегодня Маисая недоумевает по поводу странной реакции грузинских властей, одни официальные представители которой категорически опровергают информацию американского издания, причем противореча порой друг другу, а другие – наоборот, подтверждают ее. Маисая полагает, что такое поведение властей может объясняться желанием дистанцироваться от «сирийских боевиков», которое, в свою очередь, вызвано отсутствием ясного представления о том, что происходит в Сирии. «Между тем в этой стране две вооруженные оппозиции Дамаску – радикальные исламисты и «Свободная армия Сирии» – оппозиция скорее секулярного толка, силы которой США планируют использовать против «Исламского государства», – говорит Маисая.
Он считает, что Грузии выгодно создание центра. «Участие в коалиции качественно повысит наши евро-атлантические стремления. Грузия сможет усилить различные компоненты обороноспособности. США окажут помощь в усилении наших воздушных сил. К тому же участие в коалиции снизит степени угроз, которые могут исходить от халифата в грузинском направлении», – полагает Вахтанг Маисая.
При тщательном изучении реакции официальных структур можно проследить некоторую закономерность – публикацию в Foreign Police наиболее категорично опровергали те, которые подконтрольны премьер-министру, а находящиеся под «зонтом» президента либо признали ее обоснованность, либо отмолчались. Если это не случайное совпадение, то похоже, что Грузия скатывается к некоему двоевластию. И уж самые печальные предположения вытекают из недавно открытого противостояния между президентом и премьером, оспаривавшим право поездки на саммит ООН по изменению климата (см. «НГ» от 15.09.14). Уступивший эту честь президент Георгий Маргвелашвили обвинил правительство в том, что «ему сорвали намеченные в США важнейшие встречи». С учетом публикации Foreign Police и негативной реакции правительства не исключено, что в Тбилиси начнут раздаваться вопросы уточняющего характера: какие именно встречи были назначены в США у президента?