Вчера в Москве в очередной раз обсуждались перспективы присоединения Армении к Евразийскому союзу. Это традиционно вызывает недовольство части общественности, которая выступает за сближение с Европой. На форуме журналистов из Армении, Азербайджана, Грузии, Украины и России, прошедшем на днях в Берлине, корреспондент «НГ» услышал высказывания о том, что многие люди в этих странах не считают РФ партнером и не учат русский язык, а видят свое будущее только в отношениях с Евросоюзом. А европейцы, получается, становятся посредниками в гуманитарных контактах граждан стран СНГ.
Армянская оппозиция давно рассчитывает на заключение между руководством своей страны и Евросоюзом соглашения об ассоциации. Однако когда после переговоров президента РФ Владимира Путина и президента Армении Сержа Саргсяна стало понятно, что Ереван все-таки присоединяется к Евразийскому экономическому союзу, это вызвало недовольство оппозиционно настроенной общественности. «В обществе считается, что наш президент постоянно идет на поводу у вашего президента, и это вызывает недовольство», – объяснила «НГ» сложившуюся ситуацию армянская журналистка Асмик Арутюнян в кулуарах берлинской конференции представителей СМИ России, Грузии, Азербайджана, Армении и Украины.
На этой конференции выяснилось, что у соседних с нами стран за последние годы накопились большие претензии к руководству России, адресатами которых в основном становятся или обычные российские граждане, или журналисты. К примеру, во время встреч с немецкими политиками в Бундестаге или представителями МИД Германии армянские участники конференции поднимали тему постоянного провоцирования Россией конфликта в Нагорном Карабахе – через поддержку позиции Азербайджана. У азербайджанских коллег иная точка зрения, они уверены, что Россия находится на стороне Армении.
Грузинские делегаты конференции, в свою очередь, пытались доказать, что жить отдельно от России можно, если, конечно, этого захотят сами граждане. «Первое время после конфликта в 2008 году было очень тяжело, у нас отключали свет, была холодная зима, – рассказала «НГ» грузинская журналистка Мариам Мцелашвили. – Контакты с Россией были практически прерваны, однако постепенно жизнь вошла в нормальное русло». Сейчас для грузинских граждан получить визу в Россию очень сложно. Это особенно сказалось на молодом поколении грузин: на международной конференции в Берлине основным языком их общения с россиянами был английский, потому что русского они просто не знали.
«Сейчас лишь некоторые грузины отдают детей изучать русский язык, – сказала «НГ» журналистка из Тбилиси Яна Исраэлян. – Потому что мало кто считает, что отношения с Россией испорчены не навсегда».
Наиболее тяжелая ситуация в общении между людьми сложилась между Россией и Украиной. Журналистка из Киева Виктория Билаш в беседе с корреспондентом «НГ» пояснила, что украинцы искренне не понимают, почему россияне верят только телевизионной пропаганде, ведь достаточно открыть Интернет и почитать объективную, с ее точки зрения, информацию. Это высказывание вызвало острую полемику на журналистской конференции и, скажем, замечание армянских коллег о том, что украинские СМИ сейчас тоже далеки от объективности.В целом молодые армянские, украинские, азербайджанские и грузинские журналисты оказались убеждены в том, что отношения их сограждан с россиянами испорчены. Россия в лице ее президента, настаивают они, не желает процветания их странам, а лишь провоцирует различные конфликты, которые только отдаляют их от пути в Европу. И эта ситуация усугубляется на фоне роста поддержки нашими гражданами внешней политики Кремля.
Бывшие братские страны называют себя потерянными для России. Однако европейцы уверены, что все же положение дел может измениться. «Франция и Германия одно время вообще не общались, никто не мог и представить, что мы станем партнерами, – сказала «НГ» руководитель международного отдела немецкой газеты Tageszeitung Барбара Ортел. – Прошедшая конференция показала, что диалог возможен, если признавать накопившиеся проблемы и попытаться, как минимум, начать их обсуждать».
Берлин–Москва