Сельское хозяйство Киргизии остро нуждается в государственной поддержке. Фото с сайта www.fao.org
Правительство Киргизии заявило об открытии кредитной линии для местных переработчиков фруктов и овощей. Предприниматели смогут получить средства под льготный процент. Государство на эти цели готово выделить чуть более 10 млн долл. Эксперты сомневаются, что эта мера достаточна для модернизации сельского хозяйства перед вхождением в Таможенный союз (ТС).
Сельское хозяйство Киргизии, считается, получит максимальную выгоду от вступления страны в ТС. Чиновники говорят о том, что евразийская интеграция откроет для киргизских фермеров новые рынки сбыта. Но так ли это? С одной стороны, продукция киргизских фермеров ежегодно вывозится на продажу в страны ТС, благодатная киргизская земля кормит миллионы людей.
Но с другой – проблемы отрасли не только остаются нерешенными, но и нарастают, ставя под угрозу потенциальные возможности при вступлении республики в ТС.
В Киргизии довольно длительный период остается сложной эпизоотическая ситуация. То и дело СМИ сообщают о вспышках сибирской язвы, бруцеллеза, бешенства. В этом году фермеры столкнулись с пастереллезом и оспой. Причина – скверное состояние ветеринарной службы республики, развалившейся за годы независимости.
Фермеры жалуются на нехватку опытных ветеринаров, дороговизну вакцин, отсутствие информации о правильном уходе за животными. Попытки сэкономить и отсутствие контроля со стороны государства приводят к плачевным результатам. Вместо качественных вакцин фермеры приобретают контрафактные, которые порой дают обратный эффект – например, в 2012 году погибло более 2 тыс. голов скота. В нынешнем состоянии киргизские мясо и молоко опасны для здоровья потребителей и нормам ТС не соответствуют. Без серьезного улучшения ситуации, вступив в Таможенный союз, киргизские скотоводы не только не смогут экспортировать данные виды продукции, но даже торговать ею на внутреннем рынке.
В лучшем состоянии находится растениеводство. Киргизия может предложить на экспорт фрукты и овощи – например персики, фасоль, картофель. Однако и здесь есть ряд пока не реализованных возможностей. Сельское хозяйство республики не может в полной мере извлечь пользу из-за мелкотоварного производства, устаревших технологий выращивания сельхозпродукции, нехватки грамотных агрономов, недостаточной культуры труда, слабой логистики, большого количества перекупщиков, нарушенной системы ирригации.
Среди проблем можно отметить высокие проценты по кредитам, незащищенность частной собственности от рейдерских атак, а также слаборазвитость перерабатывающей отрасли сельского хозяйства. Сейчас киргизские фермеры поставляют фрукты и овощи с минимальным уровнем переработки. Даже упаковка в обычную пленку порой происходит уже на местах реализации в России и Казахстане. В результате стране достается минимальная прибавочная стоимость, а Киргизия сохраняет статус сырьевого придатка.
Все описанные проблемы не являются секретом и многократно описаны в СМИ и в аналитических трудах исследователей. Но ситуация не улучшается. Каждый год чиновники выступают с обнадеживающими заявлениями, с разной степенью успешности реализуют те или иные программы и стратегии, но заметного результата нет. Сельское хозяйство в Киргизии остается рискованным занятием.
Чтобы всерьез изменить ситуацию, требуется несколько компонентов, главный из которых – значительные финансовые вложения. У государства средств на это нет. Деньги на развитие сельского хозяйства можно привлечь из стран ТС, Китая и, что менее вероятно, из стран Ближнего Востока. Но для привлечения средств, открытия кредитных линий на льготных условиях, вхождения российского и казахстанского капитала в сельское хозяйство и переработку сырья Киргизии одного вхождения республики в ТС недостаточно.
Местным чиновникам необходимо переходить от декларативных заявлений к реальным действиям, направленным на реформирование сектора, выработку единых и прозрачных правил игры, защиту интересов инвесторов. Нынешние примеры злоключений бизнесменов, уже вложивших средства в местную экономику, стимулом служить не могут. Особенно показателен пример золотого рудника «Кумтор», споры, скандалы и угрозы отъема в пользу государства которого продолжаются семь лет.
Бишкек