Некоторые белорусские предприятия сокращают рабочий график. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Национальный статистический комитет Белоруссии (Белстат) зафиксировал падение объемов промышленного производства по основным группам товаров – грузовики, тракторы, автобусы, комбайны, телевизоры и стиральные машины. По Минску распространяются пока официально не подтвержденные слухи о том, что заводы переходят на трех или четырехдневку, а некоторые и вовсе готовы отпустить рабочих в продолжительный отпуск.
Белстат поделился экспресс-информацией о предварительных итогах работы белорусской экономики в январе–августе нынешнего года. ВВП страны за этот период увеличился на 1,5%, что не дотягивает до планируемого правительством уровня (3,3% по итогам года), но пока превышает прогнозы экспертов и все же демонстрирует некоторый плюс. Напомним, что, по мнению аналитиков Всемирного банка, рост белорусского ВВП в 2014 году не превысит 0,5%. С такой оценкой согласны экономисты Евразийской экономической комиссии, а их коллеги из ЕБРР и вовсе прогнозируют сохранение на прежнем уровне. Наиболее оптимистичный прогноз у экспертов МВФ – 1,6%.
Вниз белорусскую экономику тянет промышленность, следует из статистических данных. Этот сектор произвел продукции лишь на 0,3% больше, чем за восемь месяцев прошлого года. Рост обеспечивает только сельское хозяйство (плюс 4%) – благоприятная погода способствовала увеличению урожая зерновых. Есть все основания полагать, что отрасль сохранит положительную динамику, так как с сентября вступит в силу другой фактор – последствия российских продуктовых санкций. Правда, и эксперты агрорынка напоминают, что собственных ресурсов Белоруссии все равно не хватит. В отличие от зерновых (плюс 33,2%) молока и мяса страна произвела в этом году меньше, чем в прошлом – на 2,6% и 0,1%, соответственно.
В то же время именно непростая ситуация в России повлияла на спад промышленного производства. О том, что снижение спроса на российском рынке негативно повлияет на промышленный сектор Белоруссии, эксперты предупреждали заранее. В частности, об этом говорили аналитики МВФ, а американский исследовательский центр Stratfor упомянул возможные потери Белоруссии в своем специальном докладе о влиянии западных санкций на страны, экономически интегрированные с Россией. В исследовании отмечается, что больше всего пострадает промышленный сектор. Местные эксперты добавляли, что серьезно пострадает и сектор грузоперевозок – белорусские перевозчики активно перевозили товары между Европой и Россией.
Данные Белстата говорят в пользу этих пессимистичных прогнозов. Например, грузовиков произведено на 33,2% меньше, автобусов – на 21,5%, тракторов – на 14,5%. Упало даже производство «БелАЗов» – на 50,3%. Еще печальнее ситуация в производстве бытовой техники. Телевизоров и стиральных машин – меньше на 60%, холодильников и морозильников – на 22,3%. Судя по статистическим данным, не очень востребованы и белорусские станки и машины. Там падение зафиксировано в пределах от 40 до 60% в зависимости от позиции. Кстати, производство в Минске, где расположено большинство предприятий, обвалилось почти на 10%.
В секторе грузоперевозок компании несут убытки не только оттого, что закрылись многие маршруты. Субъекты рынка констатируют и снижение тарифов. «Снижение тарифов произошло, во-первых, из-за внезапно возникшей на рынке высокой конкуренции грузоперевозчиков: Россия – огромный рынок, который вдруг перестал существовать для многих европейских производителей продуктов и соответственно для автоперевозчиков», – рассказывает руководитель предприятия, оказывающего услуги по грузоперевозкам Александр Тищенко. Также, по его словам, автоперевозчики – владельцы рефрижераторов по причине отсутствия работы перешли работать в сегмент тентовых перевозок, и цены упали еще ниже. Эксперты рынка прогнозируют снижение прибыли компаний наполовину и валютных поступлений от них процентов на 20.
В конце недели в Интернете распространилась информация о том, что Минский подшипниковый завод отпустил рабочих в неоплачиваемый отпуск на неделю. По информации источников «НГ», неполную рабочую неделю трудится Минский автомобильный завод. Ранее сообщалось о сокращении рабочего времени у «Горизонта» – производителя телевизоров. Однако спустя какое-то время приостановке работы подшипникового дали отбой, но эксперты уверены, что это временно. Белорусская продукция не обладает высоким качеством, и ее может поглотить только бескрайний и привычный российский рынок. Но на нем спрос только снижается. Белоруссии не избежать дальнейших проблем, уверены местные экономисты.
Минск