Гульнаре Каримовой ограничили свободу. Фото с сайта www.azattyq.org
Гульнара Каримова – старшая дочь президента Узбекистана, находящаяся семь месяцев под домашним арестом в Ташкенте, напомнила о себе. Адвокат лондонской консалтинговой компании Davidson-Ryan-Dore Локсли Райан распространил в СМИ заявление с требованием «немедленно освободить Гульнару». Свое обращение он сопроводил фотографиями, на которых охранники довольно жестко обращаются с арестованной. В британской компании «дело Гульнары» называют политическим и связывают с предстоящими выборами президента Узбекистана в следующем году.
Локсли Райан сообщил журналистам, что три месяца назад стал официальным представителем интересов Гульнары Каримовой за рубежом. По его словам, в консалтинговую компанию обратились ее друзья и члены семьи. Речь, по всей видимости, идет о ее сыне – Исламе Каримове, полном тезке деда – президента Узбекистана Ислама Каримова. Ислам-младший живет и учится в Лондоне. Дочь президента – в Ташкенте под арестом, с ней находится ее 16-летняя дочь Иман.
Локсли Райан убежден, что домашний арест Гульнары Каримовой – «неуклюжий шаг», предпринятый в преддверии президентской кампании в Узбекистане людьми из президентского окружения, которые «стремятся сохранить над ним свое нездоровое влияние». В своем обращении он указал, что «Гульнара всегда держалась в стороне от политических кампаний из уважения к своему отцу, и я могу подтвердить, что она совершенно не заинтересована в политике сегодняшнего Узбекистана». По его словам, Гульнара Каримова не раз заявляла о своей невиновности. «Она готова отправиться в любой суд, в котором обеспечивается верховенство закона, чтобы реабилитировать свое имя», – говорит Райан.
Напомним, что до недавнего времени бизнес-магнат, дипломат, поп-певица и дизайнер Гульнара Каримова была одной из самых влиятельных людей Узбекистана. Ходили слухи, что она может стать преемницей своего отца – президента Каримова. Неприятности у нее начались два года назад, когда шведские журналисты выяснили, что телекоммуникационная корпорация Telia Sonera выплатила огромные деньги, чтобы попасть на прибыльный рынок узбекской мобильной связи. Деньги были переведены на счета офшорной компании, зарегистрированной в Гибралтаре на приближенных к Гульнаре Каримовой людей. Десять европейских стран проводят расследования ее предпринимательской деятельности, к которой имело отношение множество европейских компаний. В швейцарских банках заморожены счета, к которым, возможно, имеет отношение Каримова. На родине весь принадлежавший ей бизнес прикрыт. Заморожена деятельность и благотворительного фонда.
Дочь президента утверждает, что все обвинения в коррупции связаны с жесткой борьбой за власть, которая развернулась в Узбекистане. Тем не менее Генеральная прокуратура Узбекистана завела дело по статье «Коррупция», где Гульнара Каримова проходит в качестве подозреваемой. В начале сентября состоялись суды над ее приближенными – Гаяне Авакян и Рустамом Мадумаровым. Как отметил британский адвокат Локсли Райан, «их судили на закрытом процессе в военном суде Узбекистана, что не оставляет надежд на честное и справедливое правосудие и в отношении Каримовой».
«Заявление, сделанное «официальным представителем» Гульнары Каримовой Локсли Райаном, – свидетельство нового этапа в скандальной истории вокруг дочери узбекского президента. Однако оно мало что проясняет в обстоятельствах этого дела. Более того, добавляет новые вопросы», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов.
Эксперт указал, что ни сама Гульнара Каримова, ни близкие ей люди, к примеру ее сын Ислам, находящийся на Западе и дававший недавно интервью, так сказать, не «авторизовали» г-на Райана в качестве ее представителя, а он сам не продемонстрировал какие-либо соглашения, дающие ему основания выступать в этом качестве.
«Из распространенного не слишком вразумительного текста заявления можно сделать вывод, что в Узбекистане имеет место какая-то публичная «предвыборная президентская кампания», в «ходе которой Гульнара Каримова продолжает пользоваться поддержкой», при этом такая поддержка ей совершенно не нужна, поскольку «она всегда держалась в стороне от политических кампаний». Откровенно говоря, эти утверждения выглядят не слишком убедительно. Мы ничего не знаем о реально начавшейся предвыборной кампании в Узбекистане и уж тем более о поддержке, получаемой в ее ходе Гульнарой Каримовой», – считает Дубнов. По его мнению, адресатом заявления Локсли Райана являются не узбекские власти, а общественное мнение Запада, и в первую очередь тех стран, где в отношении старшей дочери президента Узбекистана возбуждено уголовное преследование по подозрению в отмывании денег. «Думаю, что целью этого является стремление создать вокруг нее ореол политического узника, что позволило бы снять эти обвинения либо нивелировать их», – полагает Дубнов.
Определенное недоверие к заявлению г-на Райана добавляют и приведенные в нем утверждения, что дочь президента Каримова и его внучку «систематически морят голодом». Фотография, публикуемая им, несомненно, добавляет драматизма в эту историю, однако, как отмечает эксперт, почему-то не указывается, когда, где и при каких обстоятельствах она сделана. «Единственное, с чем трудно не согласиться в изложенном заявлении, так это с утверждением, что за преследованием Гульнары Каримовой скрывается серьезная борьба властных узбекских кланов за политическое наследие стареющего узбекского лидера. А то, что возраст берет свое, можно было наблюдать, глядя на недавние телерепортажи из Душанбе, где мы видели и слышали Ислама Каримова, ведущего переговоры с Владимиром Путиным», – сказал Аркадий Дубнов.