Фото Reuters
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили объявил о решении не ехать 21 сентября в Нью-Йорк на саммит ООН по изменению климата. Этим он поставил точку в разгоревшемся споре, кто должен представлять страну на всемирном форуме. Грузинскую делегацию в поездке в Нью-Йорк возглавит премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. Наблюдатели полагают, что конфликт между первыми лицами, однако, не исчерпан и Грузия может оказаться в состоянии внутриполитического кризиса.
О противостоянии президента и премьера в Тбилиси поговаривали давно. Но до поры до времени и Маргвелашвили, и Гарибашвили отшучивались, отвечая на каверзные вопросы. Приближающийся саммит ООН по изменению климата вывел противоречия на поверхность.
Изначально планировалось, что делегацию на саммите будет возглавлять Гарибашвили, поскольку в Нью-Йорке собираются первые лица, а власть в Грузии по Конституции смещена именно к премьеру. Однако Маргвелашвили объявил, что в Нью-Йорк собирается ехать сам, так как получил приглашение от генсека ООН Пан Ги Муна. Препирательства по вопросу, кому лететь на саммит, продолжались не один день и стали достоянием не только местной, но и мировой общественности. Когда запахло абсурдом – а на каком-то этапе заговорили о поездке двух делегаций, – разруливать ситуацию взялся экс-премьер Бидзина Иванишвили, которому и Гарибашвили, и Маргвелашвили целиком обязаны своими высокими статусами.
Олигарх, устроивший в Грузии «парламентский переворот» и, по сути, вручивший одному своему фавориту портфель премьера, а другому – ключ от президентского кабинета, заявил, что «стыдно, если бедная страна отправит на саммит две делегации». Иванишвили, не скрывающий разочарования деятельностью президента и признающий в этом свою «кадровую ошибку», поддержал Ираклия Гарибашвили, заметив, что все государства будут представлены первыми лицами, а в Грузии это премьер. Именно после этого Маргвелашвили отказался от претензий на поездку на саммит ООН.
По мнению экспертов, главная причина казуса – в Конституции. Сегодня Грузия является государством со смешанным правлением, но функции между президентом и премьером не разделены достаточно четко, и это привело к неразберихе. «Институт президента и институт премьера независимы друг от друга. Это горизонтальное разделение функций, а не вертикальное… Двусмысленные ситуации возникают во многие странах, где смешанное правление», – считает политолог, эксперт по Конституции Вахтанг Дзабирадзе.
Несмотря на то что премьер Гарибашвили заявил журналистам, что у него «ни с кем нет проблем и конкуренции», в Тбилиси полагают: если сейчас же не заняться вопросами жесткого размежевания функций и полномочий первых лиц, то политический кризис не заставит себя ждать.
Представитель парламентского меньшинства от «Единого национального движения» (ЕНД) Георгий Габашвили в эфире телекомпании «Рустави-2» произошедшее назвал «детским садом» и возложил ответственность на Иванишвили. «Не понимаю, что мешает премьеру и президенту участвовать в саммите ООН в составе одной делегации?.. Для чего нужно устраивать возню и подрывать международный авторитет Грузии?.. Маргвелашвили не является моим политическим партнером, но такое отношение к нему со стороны Иванишвили я не считаю оправданным – как только выяснилось, что президент может иметь свою точку зрения, он сразу же разонравился тому, кому обязан своим постом», – заявил Габашвили.
Приглашенный на ту же телепередачу представитель правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Зураб Абашидзе (не путать со спецпредставителем по переговорам с РФ. – «НГ») считает ситуацию искусственно спровоцированной командой президента, который склонен к расширению своих полномочий. «По Конституции президент является главнокомандующим, то есть военные вопросы – его прерогатива. И никто не возражал, когда он возглавил грузинскую делегацию на недавнем саммите НАТО в Уэльсе. Но саммит ООН по климату – это вопросы экономики, экологии и т.п., являющиеся прерогативой правительства. Поэтому закономерно – и это надо понять и принять, что в Нью-Йорк едет премьер-министр», – заявил Абашидзе. По его мнению, подобные противостояния в верхах в своих интересах использует бывшая власть – ЕНД и всячески пытается обострить отношения между премьером и президентом.
Известный политолог, профессор Грузино-американского университета Сосо Цинцадзе считает, что «президенту Грузии показали, «кто в доме хозяин». «Когда Маргвелашвили согласился принять от Иванишвили не очень заслуженный подарок, то он должен был уяснить… что за каждым незаслуженным подарком и презентом следует выполнение формальных или неформальных обязательств», – заявил Цинцадзе. По его мнению, у грузинской власти есть серьезные внутренние противоречия, которые не сулят стране и грузинскому народу ничего хорошего.