Все украинские АЭС находятся в подчинении «Энергоатома». Фото с сайта www.energoatom.kiev.ua
На этой неделе в офисе государственного предприятия «Энергоатом», являющегося оператором всех украинских атомных электростанций, были проведены обыски. Руководство предприятия увидело в этом признаки «российского заказа». Хотя неделей ранее в Киеве, обсуждая ситуацию с «Энергоатомом», говорили об «американском заказе»: речь шла о скорой приватизации пакета акций стратегического предприятия.
Госпредприятие с официальным названием «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» было создано 18 лет назад. На него были возложены функции эксплуатирующей организации, в управлении которой находятся четыре действующих АЭС. Это Запорожская, Ровенская, Хмельницкая и Южно-Украинская (15 атомных энергоблоков).
В подчинении «Энергоатома» находится также ряд специализированных предприятий, включая «Атомремонтсервис», «Атомэнергомаш», «Атомкомплект», «Атомпроектинжиниринг», Аварийно-технический центр, Научно-технический центр и другие. Компания-оператор обязана обеспечить безопасную работу всей отрасли атомной энергетики.
Украинские АЭС производят примерно половину электроэнергии. И поставляют ее на так называемый оптовый рынок по цене, установленной государством. Отраслевой аналитик Наталия Прудка отметила, что цена атомной энергии в Украине всегда была ниже тарифов для тепловых и тем более солнечных электростанций. Но примерно два года тому назад, когда правительство Николая Азарова взяло курс на корпоратизацию «Энергоатома», государственную компанию стали умышленно доводить до банкротства, считает она. В статье для «Экономической правды» Прудка объяснила схему: «Сначала предприятие банкротят, а потом за символическую плату отдают приближенным к власти группировкам. Власть начала активно банкротить «Энергоатом» в 2012–2013 годах». По словам эксперта, этому способствовал умышленно заниженный тариф на атомную электроэнергию: «Всего 22 копейки за кВт/час. В то время тариф для тепловых электростанций, большинство которых является собственностью Рината Ахметова, составлял 66 коп., а для частной солнечной энергетики – 5 гривен за кВт/час». Ситуация в общих чертах сохранилась до сих пор, хотя гривна девальвировала, а топливо «Энергоатом» покупает за валюту.
Команда Виктора Януковича не успела провести корпоратизацию «Энергоатома», на время об этом забыли. Но в конце августа источники в новом украинском правительстве сообщили, что команда Яценюка готовит законопроект о приватизации «Энергоатома». Законопроект, поданный в Верховную Раду, предполагает продажу 40% –1 акция компании-оператора.
Лидер депутатской группы «За мир и стабильность» Виталий Грушевский, одним из первых сообщивший о планах правительства, сказал журналистам: «Еще год тому назад подобный законопроект о приватизации ядерной отрасли назвали бы предательством интересов государства и продажей национальных интересов за копейки. При этом в течение 2010–2013 годов власть так и не дошла до самой приватизации «Энергоатома», а лишь пыталась подготовить первый этап корпоратизации концерна. Законопроект Яценюка перепрыгивает этап корпоратизации и сразу предлагает приватизацию. Если власть Януковича была настроена выбрать партнером для возможной приватизации «Росатом» и ТВЭЛ, то правительство Яценюка делает свой выбор в пользу японско-американской Westinghouse. При этом при лоббировании приватизации «Энергоатома» ни Янукович, ни Яценюк не руководствовались экономическими аргументами. Оба случая носят характер политической целесообразности и предательства национальных интересов страны».
Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, комментируя «НГ» вопрос о возможных лоббистах скандального проекта, отметил: «Если российская сторона ранее была заинтересована в покупке украинских активов, то сейчас – вряд ли. Неизвестно, когда нормализуются политические и экономические отношения между Украиной и Россией. Кто в таких условиях рискнет вкладывать средства? Да и какие у российской стороны возможности лоббировать свои интересы в нынешнем украинском правительстве? Скорее уж лоббистами могли бы выступить западные компании, на сотрудничество с которыми нацелена команда Яценюка. Если говорить о Westinghouse, то для них украинские АЭС могли бы стать своеобразной экспериментальной площадкой для испытания топлива: смотреть, как их продукция ведет себя на наших реакторах, исправлять ошибки».
В период президентства Виктора Ющенко Westinghouse сделала пробные поставки своего топлива для украинских реакторов, но в 2012 году сотрудничество прекратилось. Официально сообщалось, что возникли технологические проблемы в процессе эксплуатации топливных сборок. В июне сего года вице-президент Westinghouse Майкл Кирст в интервью украинскому изданию «Дело» заявил, что проблемы были связаны с одновременной эксплуатацией двух видов топлива – российского и западного. «В основе этой проблемы было неудачное использование «Энергоатомом» топлива производства ТВЭЛ одновременно с нашим. Были обнаружены деформации, что привело к некоторым сбоям. Российское топливо, к сожалению, деформировалось, причиняя вред нашим топливным сборкам. Ни одна из этих царапин на нашем топливе не представляет реальной опасности», – сообщил он.
Представитель западной компании отметил, что Westinghouse готов расширить свое присутствие в Украине и инвестировать средства в развитие украинской атомной энергетики. И отметил, что речь не идет о вытеснении российских поставок, а только о диверсификации, которая даст украинскому правительству свободу выбора и соответственно снизит зависимость от одного поставщика. При этом Майкл Кирст отметил, что у Westinghouse нет своих мощностей по обогащению урана. «В Украине есть месторождения урана, однако Украина обогащает свой уран в России и затем получает его обратно (в виде топлива для АЭС. – «НГ»). Это же можно делать в компаниях в США или в Европе. У нас нет таких мощностей. Но этим могли бы заниматься другие компании в Великобритании, Нидерландах, Франции или США. Таким образом, есть много возможностей для Украины диверсифицировать эту часть процесса тоже», – сказал он.
Эксперты в Киеве отмечают, что украинские урановые рудники – привлекательный актив для всех внешних партнеров. Они утверждают, что и российская сторона, и Запад ранее боролись за доступ к месторождениям, разработкой которых занимается госпредприятие «Восточный горно-обогатительный комбинат», расположенное в Желтых Водах Днепропетровской области.
Один из украинских чиновников, попросивший не называть его имени, отметил, что в январе сего года, за месяц до свержения Януковича, украинское правительство попыталось подготовить корпоратизацию Восточного ГОК: «Это должно было стать первым шагом к приватизации. Начинали об этом думать с прицелом на сближение с Россией – помните, были планы интеграции атомных отраслей? А закончили кулуарным решением прибрать привлекательный объект к рукам – в собственность группы, которую называли «семья». Но не успели».
Тот же источник сказал «НГ», что новая власть тоже борется за привлекательные активы. Именно этим он объяснил обыски в офисе «Энергоатома». В компании сообщили, что обыски проводились согласно постановлению Печерского суда Киева сотрудниками Генпрокуратуры и Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД. Поводом стали датируемые 2012–2014 годами нарушения, связанные с определением победителей конкурсов на поставку товаров, работ и услуг за государственный счет. В заявлении «Энергоатома» сказано: «Поводом для уголовного преследования стало то, что субъекты хозяйствования перечислили средства на расчетные счета ряда предприятий, которые имеют признаки фиктивности». Но сама компания к этому отношения не имеет. А ее руководитель Юрий Недашковский отметил, что опергруппу интересовали не столько документы, перечисленные в решении суда, сколько все, что касалось сотрудничества с Восточным ГОК. Он заявил о «российском заказе», цель которого, по словам Недашковского, «срыв контракта с Восточным ГОК на поставку отечественного урана для его последующего использования как составной ядерного топлива в рамках импортозамещения».
Юрий Корольчук считает обвинение несостоятельным. По его мнению, в Украине стали слишком многое прикрывать войной и «российскими кознями». Другой источник «НГ» отметил, что обыск в офисе «Энергоатома» может свидетельствовать о том, что в Украине идет передел энергоактивов: «Раньше все было уже вроде распределено. «Семья» Януковича стала надкусывать куски чужих пирогов, чем нарушила равновесие. И теперь снова начался передел собственности».
По его словам, несколько олигархов, сделавших состояния на энергетике и являющихся депутатами нынешней Верховной Рады, подтолкнули Яценюка к идее о приватизации «Энергоатома». «Правительству остро нужны средства. И Яценюку сказали, что можно еще продать пакет акций «Энергоатома». Правда, по какой цене – неизвестно. Кому – непонятно. Зачем – вот главный вопрос», – сказал источник «НГ».
Все перечисленные вопросы задавали себе и депутаты Верховной Рады, которым предстоит рассматривать правительственный законопроект. Ответов, видимо, не нашли: на днях специальная контрольная комиссия Верховной Рады по вопросам приватизации выступила против планов приватизации «Энергоатома». «Этот состав Верховной Рады за такое решение не проголосует», – уверен Корольчук. Но к концу года в Украине будет уже новый парламент.
Киев