У Хасана Рухани и Нурсултана Назарбаева – полное взаимопонимание. Фото с официального сайта президента Ирана
Президент Ирана Хасан Рухани с двухдневным визитом прибыл в понедельник в Казахстан. Это первый визит нового иранского руководителя в Центральную Азию. 11–12 сентября он примет участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе, где Иран представлен в качестве наблюдателя. По мнению экспертов, вопрос со вступлением Ирана в ШОС де-факто решен. Но переговоры Рухани с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым посвящены ядерной проблеме Ирана.
«Вступление Ирана в ШОС предрешено – ни Китай, ни Россия, ни кто-либо другой не возражают. Поэтому сегодня на встрече Назарбаева и Рухани этот вопрос если и будет обсуждаться, то не в качестве главного», – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По мнению эксперта, гораздо важнее обсудить все аспекты ядерной программы Ирана. Казахстану, президент которого недавно выступил с глобальными инициативами разрядки атомной угрозы, возможно, удастся снизить напряженность между Ираном и Западом, возникшую из-за ядерной программы Тегерана. К тому же Назарбаев дважды предоставлял сторонам переговорную площадку в Алма-Ате.
Казахстан несколько лет назад начал предпринимать меры для смягчения ситуации вокруг иранской проблемы. Он действовал как через программы Совещания по взаимодействию мерам доверия в Азии (СВМДА), так и на двусторонней основе. По словам Собянина, у российской дипломатии ввиду разгорающегося уже не экономического, а межцивилизационного противостояния Россия–Запад возможностей меньше, чем у Казахстана. Эксперт полагает, что инициативу Казахстана по разрешению ядерной проблематики Ирана, наверное, стоит рассматривать как «тройственную» – стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Поскольку ЕАЭС подразумевает общую ядерную программу в будущем. «Запад пытается выстроить с иранской атомной отраслью отношения, выгодные с финансовых позиций. А ЕАЭС с Ираном в этой сфере хочет добиться сотрудничества в добыче и переработке урана, создании международного банка топлива на территории Казахстана, подготовке кадров, с неизбежной частичной инкорпорацией иранской атомной программы в евразийскую. Это означает, что уровень безопасности не военного характера будет гораздо надежнее гарантироваться ЕАЭС». Тем более что Казахстан продвигает идею безъядерного мира.
«Мы всегда занимали и занимаем твердую позицию по вопросам принятия мер для устранения ядерной угрозы», – отметил советник-посланник посольства Республики Казахстан в РФ Марат Сыздыков. По его словам, Казахстан отстаивает право на свободу от ядерного оружия. Результатом такой работы является закрытие Семипалатинского испытательного полигона, отказ страны от четвертого в мире по мощности ядерного арсенала, а также закрытие реактора на быстрых нейтронах в Актау.
Сегодня, когда количество региональных конфликтов значительно возросло, нельзя исключать того, что этим видом оружия могут владеть не только «неблагонадежные» страны, но и экстремистские террористические организации. «Стремление ряда государств и некоторых экстремистских организаций к обладанию ядерным и другими видами оружия массового уничтожения представляет реальную угрозу для международного сообщества. Поэтому человечество должно активно бороться за мир, свободный от ядерного оружия», – сказал «НГ» эксперт по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Асылбек Мендыгалиев.