Херман ван Ромпей ждет Петра Порошенко в Брюсселе на саммите ЕС. Фото Reuters
Украинская делегация, по словам главы МИДа Павла Климкина, готовилась к переговорам в Минске, как к «дипломатическому бою». Выиграть его Киев, похоже, не надеялся. Ставилась задача не сдать позиции. О результатах президент Петр Порошенко 30 августа расскажет на саммите глав государств и правительств Евросоюза.
Представители украинской власти ранее заявили свою позицию к переговорам: Киев ни при каких обстоятельствах не признает российскую юрисдикцию Крыма. Этот вопрос не может стать предметом торга при обсуждении путей деэскалации на востоке страны. Вторая тема – евроинтеграция: украинская делегация намеревалась аргументированно доказать, что создание зоны свободной торговли с ЕС не повредит экономическим интересам России и стран Таможенного союза.
Готовился и третий блок – газовые вопросы. Киев не собирался отступать от прежде заявленной позиции: управление газотранспортной системой должна в 2015 году получить компания-оператор, 51% акций которой будет в украинской госсобственности, а 49% – в собственности европейских и американских компаний, не связанных с «Газпромом». Точку покупки европейцами российского газа следует перенести с западной границы Украины на украино-российскую границу, что позволило бы транспортировать по украинской территории и создавать запасы в украинских хранилищах газа, юридически принадлежащего компаниям ЕС.
Кроме того, Киев по-прежнему не собирался признавать повышение «Газпромом» цены на газ для Украины вследствие отмены скидок, предусмотренных Харьковскими соглашениями и договоренностями президентов Владимира Путина и Виктора Януковича в декабре 2013 года. В этом вопросе украинская сторона решила ждать вердикта Стокгольмского арбитража, в который ранее обратились со встречными исками и «Газпром», и украинское правительство. Примечательно, что «Нафтогаз» вчера отчитался о возвращении «Газпрому» 10,54 млн долл., перечисленных за транзит газа в июле. В прошлом году правительство Николая Азарова дважды получало от «Газпрома» авансовые платежи за транзит, которых должно было хватить до конца года. Поскольку ставка транзита привязана к цене газа, российская сторона ранее объяснила, что из-за повышения цены предоплата за транзит закончилась раньше срока. Киев, не признавая новую цену, отказался и от платежа за транспортировку, назвав его ошибочным и безосновательным.
Экономические, и в первую очередь газовые, проблемы, возникающие из-за украино-российского противостояния, больше всего беспокоят Европу, считает руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он отметил, что, готовясь к встрече в Минске, ЕС и Россия воспринимали Украину как объект своей политики. Киев же претендовал на роль равноправного субъекта.
Это противоречие попыталась снять в ходе визита в украинскую столицу в минувшую субботу канцлер Германии Ангела Меркель. В Киеве итоги ее встреч с украинской властью оценили неоднозначно. Одни эксперты с оптимизмом восприняли заявление Меркель об украинской принадлежности Крыма. Другие обратили внимание, что гостья предложила отложить решение этого вопроса ради нормализации ситуации на востоке Украины. Многие заподозрили, что Германия ведет тайную игру с Путиным, в которой украинские интересы могут стать разменной монетой.
Политолог Юрий Романенко написал в блоге: «Что такое нормализация ситуации для России? Это легитимация аннексии Крыма плюс разжижение Украины посредством ее федерализации, где регионы юго-востока получат самостоятельность, которая обеспечит переход региона под контроль РФ. Это будет промежуточный этап к последующему отделению этого региона от Украины». По его мнению, в случае реализации такого сценария Германия будет экономически и политически доминировать в западных регионах Украины, опираясь на соглашение об ассоциации с ЕС, а Россия получит под свой контроль юго-восток. «Фактически Германия и Россия выйдут из этого конфликта за счет Украины. Поэтому нам такая «нормализация» невыгодна. Нормализировать ситуацию для нас – это вернуть Крым и «уйти Россию» из Донбасса, а также получить базу (институциональную, экономическую) для перехода от логики выживания к логике развития», – считает политолог.
В понедельник вечером, накануне визита в Минск, Петр Порошенко снова пообщался с Меркель по телефону. А также провел телефонную беседу с председателем Европейского совета Херманом ван Ромпеем, с которым была достигнута договоренность об участии украинского президента в саммите глав государств и правительств ЕС 30 августа.
Порошенко снова повторил собеседникам, что, по мнению украинской стороны, на востоке нет гражданского противостояния, а идет необъявленная украино-российская война. Он обратил внимание, что в понедельник ситуация ухудшилась: по данным Совета нацбезопасности и обороны Украины, в понедельник через сухопутную границу снова были переброшены военные и тяжелая техника, а также впервые была пересечена линия границы у Мариуполя, где тоже завязались ожесточенные бои.
Украинский политолог Алексей Гарань считает, что обострением ситуации российская сторона пыталась получить дополнительные козыри к переговорам в Минске. «Россия повышает ставку. Мы не знаем, что сейчас они делают: стремятся к полномасштабной агрессии или блефуют и шантажируют», – сказал он.
Вчера донецкий губернатор Сергей Тарута подтвердил слова, сказанные Петром Порошенко Ангеле Меркель: если российская сторона проявит политическую волю к деэскалации на востоке Украины и отзовет свои силы, то конфликт разрешится в течение двух-трех недель.
В Киеве сходились во мнении, что последние события не свидетельствуют о намерении всех сторон разрешить кризис. «Российская сторона просто тянет время, понимая, что украинская экономика находится в тяжелом положении (и война только ухудшает ситуацию), что инфраструктура в зоне боев с каждым днем все больше разрушается. Они выжидают, полагая, что рано или поздно украинская сторона пойдет если не на капитуляцию, то на предложенный Россией компромисс. В его основе – легитимизация самопровозглашенных ЛНР и ДНР (а это на годы вперед создало бы в Донбассе постоянную зону риска, вечную болевую точку для Украины) и признание российского статуса Крыма. Это совершенно невозможно. Абсолютно исключено», – считает политолог Игорь Семиволос.
В последние дни в Киеве звучали призывы к Порошенко отказаться от участия в заведомо безрезультатной встрече. Однако украинский президент вчера отправился в Минск, где первым делом встретился тет-а-тет с главой дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. Один из украинских публицистов сказал накануне встречи президентов Украины и России: «В Минске встретится прошлое Украины с ее будущим. Ее советское окружение с ее европейской родней».
В Киеве исходили из того, что такая встреча все равно ничего не даст: Россия не собирается отказываться от права на Крым и признавать присутствие своих военнослужащих или поставки военной техники и оружия в Донбасс. Украинские эксперты сомневаются и в том, что Евросоюз изменит свою позицию на саммите в субботу. Надежды связываются только с саммитом НАТО 5–6 сентября.
Киев