Какими будут последствия рукопожатия лидеров Росcии и Украины? Этот вопрос пока остается без ответа. Фото Reuters
Вчера в Минске состоялась встреча лидеров стран Таможенного союза (ТС) с президентом Украины Петром Порошенко, сопровождаемого группой поддержки – представителями Еврокомиссии Кэтрин Эштон, Гюнтером Эттингером и Карелом Гюхтом. Кульминационным моментом, как считали многие, должна была стать встреча Порошенко с Владимиром Путиным. Только она могла определить эффективность и перспективы мероприятия. Об этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступивший за прямой диалог лидеров государств, которые еще недавно называли друг друга братьями, а сегодня находятся в стадии необъявленной войны. Он предложил сторонам искать компромисс. И хотя вчера он не был найден, переговоры все же были запущены. Хотя и начались они с торгового баланса – России, ТС и всех остальных заинтересованных сторон.
То, что на встрече Путина с Порошенко один на один будут настаивать президенты стран ТС, накануне предполагали в Брюсселе. Этим, видимо, и объясняется широкое представительство ЕС в Минске, а также предваряющая саммит встреча Петра Порошенко с высоким представителем Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон. Также президент Украины переговорил с главой Евросовета Херманом ван Ромпеем, пообещав ему доложить о том, что происходило в Минске, 30 августа на саммите ЕС в Брюсселе. Президент Украины сообщил главе Евросовета, что именно в день переговоров российские десантники нарушили украинскую границу и были захвачены украинскими силовиками. С такой ноты начинались переговоры в Минске, которые президент Украины позиционировал как шаг к достижению мира. По крайней мере он этого бы хотел, подчеркнул Порошенко. Того же желали президенты Назарбаев и Лукашенко. Глава Белоруссии напомнил украинскому другу, что именно он, Порошенко, инициировал минскую встречу.
«Это было ваше предложение собраться, без всякого навала обсудить, не с бухты-барахты принять решение, после подписания Договора об ассоциации с ЕС, разобраться в ситуации, которая на тот момент складывалась на Украине», – сказал Лукашенко.
Президент Белоруссии сказал, что ранее обсуждал пути выхода из сложившейся на Украине ситуации с Петром Порошенко и Владимиром Путиным. «У всех желание с этим поскорее покончить: никому эта братоубийственная война не нужна. Всем нужен мир», – резюмировал Лукашенко. «Трудно ставить какие-то грандиозные цели, которых мы должны достичь здесь, в Минске. Скорее колоссального прорыва трудно ожидать, но концептуально мы что-то должны сделать, чтобы начать хотя бы движение к миру», – заявил Лукашенко, встречаясь с представителем ЕС Кэтрин Эштон. Лукашенко также сообщил, что в Минске работают эксперты из Украины, России, ЕС, они провели встречу. Упомянув о только что прошедшей встрече с Петром Порошенко, белорусский лидер заявил, что украинская сторона будет настаивать после проведения саммита в Минске на встрече экспертов, которые предложат «конкретный план по нормализации ситуации в регионе».
Петр Порошенко перед началом встречи заявил: «Если нам сегодня с вами и нашими коллегами удастся достичь соглашения, которое принесет мир, это будет знаковым событием, и в наших двусторонних отношениях тоже», – сказал он во время встречи с Александром Лукашенко.
Однако Владимир Путин перевел переговоры в русло, с которого в свое время и начинались претензии Киева и Москвы друг к другу: торговых отношений Украины с Россией в рамках двух свободных экономических зон – ЕС и ТС, на чем продолжают настаивать украинские партнеры и их европейские друзья.
«Россия уважает и будет уважать суверенный выбор любого народа, любой страны в организации собственной политической жизни, в организации союзов – военных, экономических, – сказал Путин в ходе саммита «Таможенный союз – Украина» и подчеркнул: – Надеемся, что это будет происходить не в ущерб другим участникам международного общения и не за наш счет».
Соглашение об ассоциации с ЕС, подписанное с Украиной, чревато для России многомиллиардными потерями, и Москва вынуждена вводить защитные меры, заявил президент РФ.
Все это будет делаться в полном соответствии с положениями соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО. В указанных условиях будут отменены преференции к импорту из Украины. «Отмечу, мы не хотим кого-то дискриминировать, не собираемся и не будем этого делать. Я хочу это просто подчеркнуть, чтобы было всем ясно. Просто будем вынуждены ввести в отношении Украины стандартный торговый режим, тот же, который применяется в том числе в торговле между нами и Евросоюзом», – отметил Владимир Путин. Такой режим так и называется – режим наиболее благоприятствуемой нации, подчеркнул он. «Звучит красиво, и по сути так. Но только без всяких преференций, которые сегодня предусмотрены в рамках свободной торговли СНГ», – добавил президент РФ.
Что касается ситуации на юго-востоке Украины, то Владимир Путин отметил: «Мы готовы обменяться мнениями по сложившейся на Украине острой кризисной ситуации, которую, уверены, нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны, без мирного диалога с их представителями». И этим также подтвердил ранее заявленную позицию Москвы.
Впрочем, рассчитывать на то, что смена позиций станет тем компромиссом, на который надеялись некоторые участники встречи и эксперты, было ошибкой. Правильнее предположить, что стороны начнут с экономической проблемы и предоставят работать группам экспертов, которые также вчера прибыли в Минск. Видимо, это понял Александр Лукашенко, который отметил, что был бы рад предоставить под начавшиеся переговоры площадку на будущее. «Для других раундов», – отметил белорусский лидер. Но у Лукашенко оказался конкурент – президент Назарбаев также предложил перевести начавшиеся переговоры на регулярную основу и пригласил всех в Казахстан – в следующий раз.
Президент Украины Петр Порошенко с идеей согласился. Он заявил, что официальный Киев заинтересован в продолжении экономического диалога в формате Украина – ЕС – евразийская «тройка». «Мы готовы и далее продолжать начатый при участии присутствующих диалог», – сказал президент.
Он напомнил, что аналогичные соглашения с ЕС подписали Молдавия и Грузия, поэтому, считает Порошенко, стоит изучить возможность проведения подобных консультаций с этими странами.
Президент Украины заверил, что Киев готов вести экономический диалог, однако выступает за его проведение исключительно в прагматической плоскости – «без применения политического давления».
Как и можно было ожидать, после встречи в Минске обстрел Донецка и Луганска не прекратился, и ополченцы на юго-востоке Украины оружие не сложили. Тем не менее переговоры, пусть и с экономического расклада, но все-таки начались.