Фото Reuters
В каждой белорусской области будут созданы специальные комиссии, которые призваны анализировать все «информпродукты» страны на предмет наличия экстремизма. Это предусмотрено постановлением правительства, обнародованном накануне.
Всего в Белоруссии будет создано семь экспертных комиссий «по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма»: шесть областных и одна республиканская. Последняя помимо контроля информационного пространства столицы будет издавать рекомендации для областных и рассматривать жалобы на них. «В комиссию войдут авторитетные эксперты в сфере философии, психологии, филологии, социологии, а также представители органов государственного управления, осуществляющих противодействие экстремизму», – проинформировала пресс-служба правительства. «Это позволит всесторонне и компетентно рассматривать материалы на предмет наличия в них признаков экстремизма», – рассчитывают разработчики закона. Как следует из сообщения правительства, комиссии станут реагировать на сигналы «с мест». «Основаниями для проведения экспертизы информационной продукции будут обращения государственных органов, организаций, общественных объединений и индивидуальных предпринимателей, а также постановление (определение) госорганов или должностных лиц, которые имеют соответствующее право», – указывается там.
Постановление принято для реализации Закона «О противодействии экстремизму», уточнили в Министерстве информации, «в целях недопущения распространения на территории Беларуси информационных материалов экстремистского характера, для защиты общественных интересов от деструктивных проявлений в информационном пространстве».
Местную общественность инициатива властей не удивила, контролировать все и вся – основная примета государственной политики Белоруссии. Оценка документа экспертами тоже однозначна – власть сочла, что ей недостаточно механизмов борьбы с инакомыслием. Причин для такого беспокойства эксперты называют несколько. Во-первых, это приближающиеся президентские выборы, которые пройдут не позднее ноября 2015 года. Во-вторых, это печальный украинский опыт. Президент Александр Лукашенко не единожды высказывался о том, что в своей стране он майдана не допустит, и обвинял украинские власти в излишнем либерализме. «Для нас майдан не то что неприемлем. Майдана в Беларуси не будет», – говорил белорусский президент, имея в виду любые выступления против действующей власти. «Ослабление власти в государстве, коррупция, безнаказанность и безалаберность, безответственность власти, о чем очень часто в последнее время говорим, влекут за собой беспорядки и анархию», – делал он выводы из украинских событий.
В свете последних событий эксперты отмечают и третью угрозу. Лукашенко признавался: ему подсказывают, что Белоруссии, как и Украине, стоит опасаться российской агрессии. Белорусский президент, сохраняя имидж уверенного в себе политика, разумеется, утверждал, что не видит такой угрозы, однако в свое время распорядился считать экстремистскими и реагировать в соответствии с законодательством на любые заявления по поводу того, что в стране нарушаются права русскоязычного населения.
Говорить о том, что новые инициативы будут использоваться для борьбы с оппозицией и инакомыслием, в принципе позволяет и анализ законодательной базы Белоруссии, касающейся экстремизма, а также сложившаяся правоприменительная практика. Закон о противодействии экстремизму начал действовать в 2007 году. Готовился он еще к предыдущим президентским выборам. В соответствии с ним к экстремистским действиям в Белоруссии относится деятельность организаций или граждан «по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственные изменения конституционного строя или территориальной целостности Беларуси, захват или удержание государственной власти неконституционным путем». В этом же списке «разжигание национальной розни», «массовых беспорядков по политическим или идеологическим мотивам».
Самым одиозным применением законодательства об экстремизме за время его действия стало признание экстремистским фотоальбома «Пресс-фото Беларуси – 2011». Тогда для оценки фотографий была специально создана экспертная комиссия. Она признала, что фотоальбом «умышленно искажает» жизнедеятельность Республики Беларусь в политической, экономической, социальной и иных сферах, чем унижает «национальную честь и достоинство граждан». В переводе на обывательский язык это означает, что фотографии не создавали «лубочную» картинку жизни в стране, а показывали разные ее проявления. К числу экстремистских также были отнесены заявления в одной из оппозиционных газет о том, что в случае фальсификации итогов выборов народ может выйти на улицы. Газета получила соответствующее предупреждение.
Минск