Фото Reuters
Республиканская прокуратура Белоруссии сообщила новые подробности уголовного дела в отношении депутата, директора крупнейшей птицефабрики Анны Шарейко. Общественность сомневается в ее виновности. Но при этом не исключает, что незадолго до очередных президентских выборов последуют новые коррупционные разоблачения.
Депутатской неприкосновенности директора Витебской бройлерной птицефабрики Анну Шарейко лишили еще 14 августа на специально созванном закрытом заседании верхней палаты белорусского парламента. Тогда же ее взяли под стражу, сообщив, что директор птицефабрики «злоупотребила служебным положением». Во вторник вечером Республиканская прокуратура Белоруссии уточнила, что Анна Шарейко нанесла ущерб предприятию на 4 млрд белорусских рублей (около 400 тыс. долл.), купив корма для птиц у иностранного поставщика. Как следует из сообщения, с руководителем компании-поставщика директор состояла в дружеских отношениях, поэтому и лоббировала его интересы. «Результатом ее незаконных действий» прокуратура называет «дорогостоящий коттедж площадью 240 кв. м», приобретение дорогой бытовой электрической техники и «обеспечение материального благополучия в будущем». Каким образом Шарейко обеспечила себе благополучие в будущем, не уточняется.
Местные наблюдатели были шокированы обвинениями в адрес директора Анны Шарейко. Витебская птицефабрика – стабильно работающее предприятие, развивающее переработку мяса птицы и постоянно обновляющее ассортимент продукции. У предприятия свои собственные торговые точки. Работники получают хорошую заработную плату и социальный пакет. Не добавило ясности и уточнение прокуратуры. В белорусском обществе задаются вопросом: неужели руководитель крупного предприятия, приносящего миллионные прибыли государству, не может на законных основаниях построить себе дом и оснастить его хорошей бытовой техникой?!
Сомнения в виновности директора породили слухи о том, что истинной причиной уголовного дела и последовавшего ареста стал конфликт интересов. Якобы Шарейко отказалась закупать корма у белорусского поставщика, за которым стояли областные чиновники. Они-то и не простили ей такого самоуправства. Что касается оснований, то их всегда можно найти, рассуждают эксперты. Особенно если речь идет о выборе между иностранным и белорусским поставщиком. Ведь к упущенной выгоде могут причислить даже не полученную сотрудниками отечественного предприятия зарплату. Не говоря уже о недополученных налогах в том случае, если бы заказ получил белорусский производитель.
Правда, считать белорусский директорат невинными агнцами тоже не стоит, говорят местные экономические аналитики. Люди, которые ворочают миллиардами и приносят государству миллионы прибыли, считают несправедливой свою официальную зарплату в тысячу-полторы долларов и, не рассчитывая на милость государства, сами норовят ее увеличить. Как следствие, широко развилась система откатов, учащаются поборы с подчиненных, увеличивается количество «мертвых душ», в ходу липовые договоры подряда и другие хитрости. Государство до поры до времени закрывает глаза на такие вольности, но стоит «комбинаторам» переступить какую-то черту дозволенного, как все нарушения выходят наружу.
По мнению политически активной части общества, увеличение количества уголовных дел в отношении чиновников и директората являются также признаком приближающихся президентских выборов. Политологи, проанализировав действия и заявления властей, пришли к выводу, что на выборы президент Александр Лукашенко пойдет под лозунгом борьбы с коррупцией. «Если есть кампания по борьбе с коррупцией, значит, обязательно наличие списка «жертвенных баранов». Так было всегда. Ничего особенного», – говорит по этому поводу глава оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
Как уже сообщалось, Шарейко в черном списке далеко не первая. Более месяца назад был лишен депутатской неприкосновенности и задержан прямо во время заседания верхней палаты парламента предприниматель Виталий Костогоров. Никакой информации по поводу причин и обстоятельств дела так и не поступило.
В начале этой недели был обнародован указ об освобождении от занимаемой должности председателя Комитета государственного контроля Александра Якобсона. Официальная причина увольнения – «в связи с переходом на другую работу». И тоже никакой информации относительно его персоны нет. Всеобщая кампания по борьбе с коррупцией, в которой для Лукашенко нет никаких священных коров, а также небезгрешность всех чиновников порождают различные слухи. Местные аналитики выдвинули несколько версий отставки Якобсона. По одной из них, причина в его прегрешениях на прежней работе – до 2010 года Якобсон руководил Гомельским облисполкомом.
«Насколько я знаю ситуацию в Гомеле, там на протяжении последних 20 лет очень серьезно коррумпирована исполнительная власть в облисполкоме. Жилкоммунхоз, хозяйственные управления и другие. Там они построили себе каждый по 3–4 дачи, причем не скрывали и не стесняются, что сделали все это за счет бюджета, – говорит бывший чиновник администрации президента Олег Игнатенко. – Нельзя исключать, что те три человека, которых сняли в Гомеле, как-то связаны с Якобсоном».
Напомним, что в начале этого года экс-мэр Гомеля Виктор Пилипец был осужден на три года лишения свободы за махинации с распределением льготного жилья. На взятках попался начальник местной криминальной милиции. Обвинения в коррупции звучали в адрес двух заместителей председателя облисполкома. «В Гомельской области практически ежегодно выявляются резонансные коррупционные преступления, возбуждаются значимые уголовные дела, связанные с коррупцией в органах власти», – признал в одном из интервью местным СМИ начальник отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью прокуратуры Гомельской области Сергей Синицкий. Говорят и о том, что главный контролер мог докопаться до неких «недозволенных глубин». Впрочем, не исключено, что вскоре Якобсон появится на более высоком посту – практика пересаживания из кресла в кресло одних и тех же, зачастую провинившихся чиновников в Белоруссии процветает вместе с коррупцией.
Минск