Лидерам стран Таможенного союза придется выслушать доводы президента Украины о безопасности европейского выбора Киева. Фото РИА Новости/Reuters
В переговорах в Минске 26 августа примут участие президенты Украины, России, Белоруссии, Казахстана, а также глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон и два еврокомиссара – по вопросам энергетики и торговли. В Киеве положительно оценивают факт начала переговоров на высшем уровне. Однако сомневаются в том, что встреча позволит разрешить ситуацию на востоке страны.
Украинская сторона сообщила, что планирует убедить Таможенный союз (ТС) в том, что евроинтеграция не направлена против его интересов. «В Минске Украина и ЕС приложат усилия, чтобы доказать партнерам из ТС, что европейский выбор Украины не несет экономических угроз для них», – сказал глава представительства Украины при ЕС Константин Елисеев.
Как известно, переговоры о влиянии зоны свободной торговли Украины с ЕС на российскую экономику ведутся отдельно на уровне правительственных делегаций при участии представителей ЕС. Следующая встреча этой группы запланирована на 12 сентября. Хотя Киев отрицает какую-либо связь этих переговоров с затягиванием процесса ратификации подписанного в июне соглашения с ЕС, однако документ до сих пор не внесен на утверждение Верховной Рады.
Сотрудники президентской администрации говорят, что соглашение об ассоциации, включающее раздел о создании зоны свободной торговли, будет направлено на ратификацию в сентябре. По их словам, депутаты получат на утверждение пакет документов, связанных с имплементацией украино-европейского соглашения. Но именно вопрос практической реализации соглашения стал предметом рассмотрения на трехсторонних переговорах. Переговоры в середине июля не изменили позицию сторон. Готовясь к очередному раунду в сентябре, президент Украины Петр Порошенко попытается лично убедить главу РФ Владимира Путина в том, что соглашение с ЕС не нанесет ущерба российской экономике.
Кроме того, украинская делегация планирует рассмотреть в Минске вопросы, связанные с энергетической безопасностью (вероятно, речь идет о попытке возобновить газовые переговоры), а также с ситуацией в Донбассе. Последний вопрос, как считают в Киеве, – самая важная часть встречи. Замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый отметил: «Мы имеем шанс перейти к реальной «дорожной карте» по выходу из войны. Начать мирный процесс».
Запад приветствовал начало переговоров. Посол Константин Елисеев отметил, что в Минск отправляется представительная европейская группа в составе Кэтрин Эштон, еврокомиссара по торговле Карла де Гухта и по энергетике Гюнтера Эттингера. И это само по себе означает, что ЕС возлагает большие надежды на предстоящие переговоры. Администрация США тоже обнародовала заявление, в котором приветствовала начало диалога между Украиной и Россией при участии лидеров стран Таможенного союза и представителей ЕС. В Вашингтоне по-прежнему считают, что деэскалация ситуации на востоке Украины, как и нормализация украино-российских отношений, зависят от политической воли руководства РФ.
Эксперты в Киеве согласны с этим мнением. Но сомневаются, что минские переговоры станут переломным моментом в ситуации. Стороны собираются сесть за стол переговоров с абсолютно противоположными тезисами, обращают внимание политологи. Руководитель Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос отметил, что Украина считает причиной продолжающихся в Донбассе военных действий вмешательство России, которая перебрасывает в регион живую силу, вооружения и военную технику. Россия категорически не признает эту претензию обоснованной, заявляя, что война в Донбассе – это гражданское противостояние между жителями восточных областей и украинскими силовиками.
«Переговоры, правда, не на самом высоком уровне, начинались, и не раз. И ни к чему не приводили. Российская сторона просто тянет время, понимая, что украинская экономика находится в тяжелом положении (и война только ухудшает ситуацию), что инфраструктура в зоне боев с каждым днем все больше разрушается. Они выжидают, полагая, что рано или поздно украинская сторона пойдет если не на капитуляцию, то на предложенный Россией компромисс. В его основе – легитимизация самопровозглашенных ЛНР и ДНР (а это на годы вперед создало бы в Донбассе постоянную зону риска, вечную болевую точку для Украины) и признание российского статуса Крыма. Это совершенно невозможно. Абсолютно исключено», – сказал «НГ» Семиволос.
Эксперт считает, что для Украины выход из кризиса на востоке страны только один – победа над самопровозглашенными ЛНР и ДНР: «Иначе получим замороженный конфликт, который будет дестабилизировать ситуацию, тормозить развитие страны – этого, видимо, хочет Россия. Нам нужно полное восстановление суверенитета в признанных ООН границах государства, включая Крым».
Именно вопрос принадлежности Крыма во многом определяет ситуацию в Донбассе, сказал «НГ» руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По его мнению, готовясь к переговорам в Минске, российская сторона успела послать сигнал западным столицам: признание российского статуса Крыма могло бы стать основой компромисса при решении проблем на востоке. Бадрак, как и практически все эксперты в Киеве, считает, что подобный размен исключен. «Поэтому теоретически от встречи в Минске можно ожидать положительных результатов. На практике – вряд ли. Чтобы сдвинуть ситуацию, Украине нужны очень весомые козыри. Я не берусь судить, какие аргументы использует президент Порошенко. Однако в экспертной среде обсуждают важность установления стратегического партнерства с США без членства Украины в НАТО. Статус стратегического партнера позволяет кроме всего прочего рассматривать вопрос о размещении на территории Украины объектов ПРО США. А это – козырь на переговорах», – сказал эксперт.
В Вашингтоне вопрос о предоставлении Украине статуса стратегического партнера не решен окончательно. Однако, как сказал «НГ» политолог Игорь Семиволос, санкции, решение о которых уже принял Запад, усиливают позицию Украины на переговорах с членами Таможенного союза. «Там возникают определенные противоречия и споры. Не исключены центробежные тенденции. Именно эта внутренняя ситуация побудила лидеров стран – членов ТС инициировать переговоры в Минске. Им не нужны проблемы, и они пытаются предотвратить негативные сценарии. Поэтому нужен прямой, откровенный и честный разговор. Не думаю, что встреча 26 августа принесет какие-то сенсационные результаты. Но начало переговоров – это в любом случае хорошо», – считает Семиволос.
Киев