От переговоров Эмомали Рахмона с Исламом Каримовым ожидают улучшения отношений между странами. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Узбекистан, ранее блокировавший железную дорогу для Таджикистана, может предоставить этой стране железнодорожный маршрут для транзитных перевозок. Ташкент меняет гнев на милость в преддверии визита президента Ислама Каримова в Таджикистан на саммит глав государств ШОС, который состоится в сентябре.
На Востоке принято в поездках преподносить значительные подарки. Ислам Каримов решил не отходить от традиций и не приезжать к Эмомали Рахмону с пустыми руками. Ожидается, что их встреча пройдет на полях саммита президентов ШОС, который состоится в таджикской столице 11–12 сентября. Причем Каримов и Рахмон, очевидно, проведут переговоры тет-а-тет. Об этом таджикскому агентству «Азия плюс» сообщили в правительстве страны. Это будет первый за последние шесть лет визит Ислама Каримова в Душанбе. Из-за разногласий в водно-энергетическом вопросе и строительстве в Таджикистане Рогунской ГЭС главы двух соседних стран встречаются только на саммитах СНГ или ШОС.
Отношения между странами и прежде были непростыми, а после возобновления строительства Рогунской ГЭС перешли в состояние, близкое к холодной войне. Начиная с 2008 года Ташкент вначале задерживал железнодорожные грузовые составы, следующие в Таджикистан, потом повысил тарифы на транзит по своей территории на 60%, а затем и вовсе перекрыл движение по железной дороге, объяснив, что на одной ветке перегрузка, а другая вышла из строя из-за взорванного моста. Все попытки Душанбе добиться разблокирования путей ни к чему не привели.
Спустя шесть лет руководство «Узбекистон темир йуллари» (Государственной компании «Узбекские железные дороги») распространило в СМИ сообщение о том, что принято решение о возобновлении в полном объеме таджикских транзитных перевозок по новой железнодорожной линии на территории Узбекистана. Более того, стороны в расширении железнодорожного сотрудничества продвинулись настолько, что приступили к обсуждению снижения транзитных тарифов.
В Душанбе не исключают, что открытие альтернативного железнодорожного транзита для Таджикистана связано прежде всего с предстоящими переговорами лидеров двух стран. Мало кто сомневается в том, что устранение разногласий между странами зависит от политической воли Ислама Каримова и Эмомали Рахмона.
«Таджикистан заинтересован в улучшении отношений с соседней страной и реализации межгосударственных соглашений. От узбекско-таджикских взаимоотношений во многом зависит эффективность проведения различных реформ, особенно в социально-экономической сфере, во многом зависит от наших взаимоотношений», – сказал «НГ»
таджикский политолог Шокир Хакимов. Он отметил, что существуют внутренние и внешние силы, которые не заинтересованы в восстановлении добрососедских отношений двух стран – у них свои цели, как геополитические, так и корпоративные. «Надеемся, что разум и национальные интересы возвысятся над личными и политическое руководство обеих стран проявит мудрость», – сказал Хакимов.
Однако говорить о том, что налицо послабление политики Ташкента в отношении Душанбе, преждевременно. В частности, эксперт по региональным вопросам Брюс Панир в эфире радио «Озоди» сказал, что в данном случае перемены диктует меняющаяся политическая ситуация в регионе. «Это прежде всего вопрос вывода войск НАТО из Афганистана, который должен завершиться к концу 2014 года. Соображения безопасности вынуждают Узбекистан улучшить отношения с соседями. Послабления в грузоперевозках можно объяснить именно этим. Кроме того, Таджикистан серьезно рассчитывает на реализацию проекта создания новой железной дороги из Туркменистана в Афганистан, что вызывает определенные размышления в Узбекистане», – отметил Панир.
Таджикский политический аналитик Раджаб Мирзо не считает послабления со стороны Узбекистана односторонними. «Насколько я знаю, Душанбе также пошел на некоторые уступки Ташкенту. Например, в тарифной политике. И вообще, на мой взгляд, сложности в отношениях между ними являются следствием многовекторной политики. Каждая из стран стремится получить большие дивиденды от вывода американских войск из Афганистана. И тут интересы Ташкента и Душанбе входят в жесткое столкновение. А все остальные распри больше походят на желание досадить друг другу», – сказал «НГ» Раджаб Мирзо.
Намерение Ташкента открыть Душанбе железнодорожный выход может быть связано с решением Москвы найти альтернативу западному импорту продовольствия. Таджикистан рассматривается Россией в числе стран, поставки которых помогут избежать сбоев в товарообеспечении. В такой чувствительной для России ситуации Узбекистан не станет препятствовать грузоперевозкам из Таджикистана.
Между тем Душанбе уже разработал комплекс мер по увеличению объема экспорта овощей и фруктов в Россию. Министерство сельского хозяйства Таджикистана совместно с Министерством экономического развития и торговли разработало пакет конкретных предложений, которые направлены на согласование в правительство, после чего будут представлены на рассмотрение российской стороны. По словам руководителя пресс-службы Минсельхоза Нарзулло Дадабаева, все вопросы могут быть решены в течение месяца. От российской стороны Таджикистан ожидает упрощения процесса импортно-экспортных операций, а также расширения ассортимента импортируемых товаров. По оценке Минторга Таджикистана, республика может увеличить поставки плодоовощной продукции в Россию примерно в пять раз, доведя суммарную стоимость экспорта в Россию до 250 млн долл.