Александр Лукашенко в очередной раз предупредил руководителей предприятий: шутки не пройдут. Фото Reuters
На широкое обсуждение в Белоруссии вынесен проект закона «О коррупции», а в недрах администрации президента разрабатывается декрет, ужесточающий ответственность чиновников и руководителей предприятий. Если власть видит в этих документах панацею от бед, то эксперты называют их «сводом заклинаний».
Проект закона «О коррупции» опубликован в газете администрации президента «Советская Белоруссия», на правовом портале и сайте республиканской прокуратуры. Вынести его на общественное обсуждение – было требованием президента Александра Лукашенко. Среди новшеств – более пристальное внимание к доходам чиновников и их родственников. В частности, документ обещает изъятие собственности в том случае, если ее приобретение невозможно подтвердить доходами. «Если обнаружили, что чиновник живет не по доходам, значит, та часть имущества, которая добыта неправедным путем, подлежит изъятию», – велел Лукашенко. Кроме того, попавшегося на коррупции чиновника могут лишить повышенной чиновничьей пенсии, оставив лишь обыкновенную трудовую. Собственно говоря, этим и ограничиваются нововведения. Все остальные нормы, изложенные в законопроекте, уже были в законодательстве, просто в других документах. В частности, ежегодное декларирование доходов и имущества, запрет на предпринимательскую деятельность, заключение сделок от имени государства и принятие решений в пользу частных компаний, принадлежащих членам семьи и родственникам.
При ближайшем рассмотрении примерно так же выглядит ситуация с нормами декрета «Об усилении борьбы с бесхозяйственностью и повышении требований к руководящим кадрам всех уровней». Нормы этого документа обсуждались на совещании у президента на этой неделе во вторник. Президент распорядился закрыть возможность трудоустройства для тех, кто «допустил провалы» на предыдущем месте работы. Причем речь идет не только о государственных предприятиях, но и частных, кандидатуры руководителей которых после принятия декрета, вероятно, необходимо будет согласовывать с местными органами власти. Кроме того, Лукашенко распорядился предоставить директорату больше прав в отношении наказания нерадивых подчиненных.
«Понятно, что непотопляемость этих горе-руководителей основывается на таких негативных явлениях, как кумовство, протекционизм и круговая порука по принципу: ты – мне, я – тебе», – упрекал Лукашенко чиновников. Он приводил данные о прогрессирующем росте увольнений «по дискредитирующим обстоятельствам» (16 человек из кадрового реестра президента в 2012–1013 годах и уже 13 – в первом полугодии 2014-го). «Спрос с руководителей всех уровней должен быть жестким и персональным», «руководитель обязан отвечать за общее состояние дел на вверенном ему участке работы или предприятии без всяких исключений… в том числе за благоустройство своей и прилегающей территории», «надо повысить ответственность местных органов власти за подбор кадров», поучал президент. «Учтите, если будут выявлены случаи злоупотреблений на местах такими полномочиями, пеняйте на себя», – уже угрожал Александр Лукашенко. Кое-где гневные тирады прерывались сожалением о том, что у чиновников маленькая зарплата, и репликами «а за что платить» вперемешку с обещаниями сократить половину госаппарата и поднять оставшимся зарплату на «достойный уровень».
Знакомство с текстом законопроекта, а также с содержанием обсуждения декрета о бесхозяйственности разочаровало местных наблюдателей. На поверку документы, которые неоднократно обсуждались на самом высоком уровне, вокруг которых много шумихи и разговоров, не содержат ничего нового. Там одни заклинания и танцы с бубнами, говорят аналитики. Из чиновничества уже давно ушли более-менее компетентные люди, имеющие свое мнение и способные его отстаивать. Во-первых, зарплата действительно невысокая (менее 1 тыс. долл. в эквиваленте). Во-вторых, люди не могут выполнять взаимоисключающие и неосуществимые указания. То повышать вал, то давать прибыль, то увеличивать зарплату, то заморозить. В стране нет грамотной экономической политики, основанной на реальной оценке ситуации, давно говорят негосударственные эксперты. За приписками в угоду президенту, желающему видеть только растущую экономику, уже давно потерялась истинная картина. Нет у чиновников и приравненных к ним директоров материальных стимулов. Лукашенко отвергает все предложения, которые предусматривают появление частной собственности или хотя бы участие прибыли. Чиновники выполняют несвойственные им функции и поэтому не могут с ними справиться – вместо того чтобы создавать условия для работы предприятий, они сами из своих столичных кресел пытаются руководить этими предприятиями. Как результат – неэффективное управление и убыточная экономика.
Именно поэтому сокращение госаппарата, как уже писала «НГ», ссылаясь на мнение местных экспертов, начинать нужно с изменения их функций и масштабного разгосударствления. «Нужно постепенно уходить от всего государственного. Оставить в руках государства только стратегические направления… надо полностью реформировать экономику, и тогда параллельно могут происходить изменения и в части сокращения государственного аппарата», – говорит по этому поводу экс-премьер правительства Михаил Чигирь.
Вышеизложенные обстоятельства лишь подтверждают правоту тех политологов, которые связывают новые инициативы президента с грядущей в 2015 году президентской кампанией. Экономика в упадке, цены растут, доходы падают, нужно же найти виноватых и что-то пообещать людям, рассуждают местные аналитики.
Кстати, втихаря, между разговорами о коррупции, Лукашенко подписал указ «О мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения». Документ разработан в целях реализации статьи 18 Закона «О чрезвычайном положении» и определяет порядок организации и деятельности комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае ее создания, пояснила пресс-служба. «Тоже подготовка к выборам», по-своему поняла инициативу белорусская общественность.
Минск