Инфографика «НГ» |
Если даже на этой земле когда-нибудь и наступит такой долгожданный мир, многие из жителей юго-востока Украины уже никогда не вернутся в свои дома. Поскольку возвращаться будет некому, да и большинству – некуда.
На сегодняшний день главным результатом развернутой киевскими властями так называемой антитеррористической операции являются отнюдь не военные успехи, о которых даже говорить не приходится, а воцарившаяся в Донбассе и Луганской области тотальная разруха. Во многих небольших населенных пунктах этих регионов разрушено до 80% жилых домов, а в самих Луганске и Донецке за столь непродолжительное время население сократилось практически в два раза.
Активное использование украинской армией реактивных систем залпового огня, артиллерийских систем крупного калибра, неуправляемого авиационного оружия, кассетных боеприпасов при ведении боевых действий против ополченцев изначально лишено какой-либо избирательности поражаемых объектов. Авиаудары и артобстрелы не щадят и объекты социального назначения: больницы, аптеки, детские сады и школы. И потому большей частью направлены против мирного населения юго-востока Украины.
В настоящее время, по официальным данным, зону военного конфликта ежедневно покидают около 1 тыс. беженцев, а общее количество погибших среди мирных граждан с начала конфликта составило не менее 1,5 тыс. человек.
Сложно сказать, какими соображениями руководствовался исполняющий обязанности постоянного представителя Украины в ООН Александр Павличенко, не далее как 6 августа заявивший во всеуслышание о том, что в Украине нет гуманитарной катастрофы, а правительство полностью выполняет социальные обязательства перед жителями Донецкой и Луганской областей.
В результате «выполнения» этих самых социальных обязательств киевских властей сегодня в этих регионах свыше 200 тыс. человек лишены питьевой воды. Полностью отсутствует водоснабжение в населенных пунктах Авдеевка, Волноваха, Докучаевское, Дмитров, Красноармейск, Лутугино, Миусинск, Молодогвардейск, Новогродовка, Новотроицкий, Ровеньки, Свердловск, Селидово, Угледар. В сокращенном режиме осуществляется подача воды в городах Горловка, Краматорск, Краснодон, Макеевка, Торез, Шахтерск.
Не иначе как критической можно охарактеризовать гуманитарную ситуацию в самом Луганске, на большей части которого отсутствуют электроэнергия, газо- и водоснабжение, стационарная и мобильная связь, не осуществляются обеззараживание воды, вывоз бытовых отходов и мусора. К грани гуманитарной катастрофы приближается и Донецк, где десятки тысяч людей остались без электричества и газоснабжения, горячей воды, а подачу холодной воды пока еще удается производить по расписанию.
Наряду с гуманитарной в Луганске и Горловке остается высокой вероятность возникновения и экологической катастрофы в случае повреждения объектов химического производства.
Кроме того, если нынешнее украинское правительство брало на себя социальное обязательство разрушить систему здравоохранения в Донбассе и Луганской области, то следует признать, что ему это удалось. Например, Донецк и Луганск на сегодняшний день покинули 70% медработников. В этих административных центрах закрыто большинство аптек, отсутствуют необходимые медикаменты, разрушены или сильно повреждены многие медицинские учреждения. При этом в Донбассе осталось значительное количество людей, которые по состоянию здоровья и из-за преклонного возраста не в состоянии выехать из зоны военных действий.
Разрушенные в результате войны с собственным народом автомобильные и железнодорожные коммуникации еще более усугубляют гуманитарную ситуацию, крайне затрудняя снабжение местного населения продовольствием и предметами первой необходимости.
Решительно отвергнув выдвинутое Россией в Совете безопасности ООН предложение о направлении на восток Украины международной миссии с российской гуманитарной помощью под эгидой и в сопровождении представителей Международного комитета Красного Креста, Киев неспешно начал переговоры с лидерами западных держав только лишь о возможности направления гуманитарной миссии в Луганск. При этом, судя по состоявшимся накануне телефонным переговорам президента Украины Петра Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель и вице-президентом США Джозефом Байденом, бедственное положение населения Донбасса почему-то никакую из сторон не заинтересовало вовсе.
Похоже, такая тактика проведения «антитеррористической операции по-киевски», направленная на разрушение гражданской инфраструктуры регионов юго-востока и откровенное затягивание вопроса о направлении на юго-восток Украины гуманитарных миссий, имеет главной целью отнюдь не восстановление мира и порядка. За счет создания условий для возникновения гуманитарной катастрофы, по-видимому, украинские власти хотят лишить сторонников самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик поддержки со стороны мирного населения.
Только вот при таких массированных огневых подходах к решению данного вопроса этого самого мирного населения в мятежных регионах может в скором будущем уже не остаться. Еще до поступления сюда первой партии гуманитарной помощи. А это уже, как ни крути, называется «геноцид».
Впрочем, к чему Петру Порошенко печалиться на этот счет: ведь жители этих регионов его президентом не избирали. А Западу проявлять поспешность с оказанием помощи этим людям и вовсе не пристало. Ему-то ведь куда важнее не допустить, чтобы первой здесь оказалась Россия. А ведь давно ли «исключительно во имя предотвращения» подобной гуманитарной катастрофы они бомбили Югославию? Думается, нет смысла напоминать, чем все это закончилось.