Вчера Луганск продолжали обстреливать. Фото Reuters
В Киеве считают, что за последние дни произошел переломный момент в антитеррористической операции в Донбассе. Украинские силы совершили стремительное наступление, разбив ополченцев на несколько разрозненных лагерей, одновременно начав пробивать коридор вдоль границы с Россией. Эксперты и чиновники говорят, что при сохранении темпа наступления антитеррористическая операция завершится в обозримом будущем. Но при этом уточняют: если РФ не примет решение оказать прямую военную поддержку самопровозглашенным ЛНР и ДНР.
Вчера начальник Генштаба ВС Украины генерал-лейтенант Виктор Муженко доложил президенту, что украинские военные взяли Саур-Могилу, стратегическую высоту на границе украинских Луганской, Донецкой и российской Ростовской областей.
«С этой высоты террористы обстреливали позиции украинских военных и ряд населенных пунктов, в частности Мариновку», – пояснила пресс-служба Порошенко.
В то же время стало известно, что силы, участвующие в антитеррористической операции, вошли в Дебальцево, Шахтерск, Торез, Лутугино и закрепились на окраинах Горловки. Днем продолжались бои за Первомайск, Снежное, Стаханов по линии, которая ранее обеспечивала связь между ДНР и ЛНР. Замыкая кольцо вокруг Донецка–Горловки, украинские силы продолжали бросок в Луганской области. «Продолжаются бои в районе Успенки и Роскошного. Также проводится наступление на Луганск с северного направления. Вот с Луганском мы можем испытывать проблемы еще долго, поскольку Изварино и часть прилегающей границы так и не перекрыты, что дает возможность террористам постоянно получать подкрепление из РФ», – сообщила группа «Информационное сопротивление».
О том, что такое подкрепление в виде оружия и боеприпасов в последние сутки поступало с территории Крыма через побережье Азовского моря, украинская сторона сообщила со ссылкой на свои разведданные. Пресс-центр антитеррористической операции заявил также, что с территории России продолжались артиллерийские обстрелы позиций украинских военных на границе.
Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец пояснил «НГ»: «Можно сказать, что переломный момент наступил, хотя ситуация остается шаткой. Группы террористов локализованы и окружены. Периметр контролируемых ими зон в Донецкой и Луганской областях уменьшился в два раза. В ходе антитеррористической операции, как сообщил министр обороны, освобождены от террористов более 60 населенных пунктов».
Вчера украинские и некоторые российские СМИ сообщили информацию о бегстве из зоны боев лидеров ополчения – Игоря Гиркина (Стрелкова) и Игоря Безлера (Беса). Однако эта информация не была ни подтверждена, ни опровергнута.
Сергей Згурец сказал «НГ», что украинские военные намерены сужать кольца окружения, чтобы завершить силовую операцию. Он признал, что в Луганске и Донецке воевать, как в степных районах, невозможно. «В отличие от террористов украинские военные не используют мирных жителей в качестве живого щита. И обязаны учитывать специфику «войны в городе». Для проведения антитеррористической операции в таких условиях требуются высокоточное оружие и самые современные системы разведки», – отметил эксперт.
Требуемые системы и специалистов Украина теоретически может получить от США: вчера стало известно, что 10 конгрессменов от Республиканской и Демократической партий внесли в Палату представителей Конгресса США совместный законопроект, согласно которому Украина может быть признана союзником США без членства в НАТО. Как объяснили авторы законопроекта, это решение позволило бы Вашингтону предоставить Украине натовские гарантии безопасности, позволяющие оказывать военно-техническую помощь на разных уровнях. Сергей Згурец отметил, что процедура принятия решений не позволяет надеяться на немедленную помощь: «Это не вопрос двух дней. Сейчас мы должны справиться своими силами. Но на будущее нельзя не учитывать угрозу прямой военной агрессии. Украинское руководство рассматривает возможность такого сценария, поэтому проводится укрепление границ по всей линии, от Чернигова до Херсона. И поэтому объявлена новая волна мобилизации».
В этом контексте в Киеве обратили внимание на переданное «Интерфаксом-Украина» сообщение о том, что Россия завершила формирование миротворческих подразделений Восточного военного округа. Заявление сделал начальник пресс-службы ВВО полковник Александр Гордеев: «Всего в миротворческих подразделениях округа будут проходить службу более тысячи военнослужащих. На вооружении подразделений – около 60 единиц БМП, БТР и специальной техники, более 10 вертолетов Ми-8АМТШ». Он отметил, что миротворческие подразделения округа укомплектованы военнослужащими-контрактниками и уже на этой неделе приступят к интенсивной боевой подготовке на полигонах округа.
Руководитель украинского Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что участники антитеррористической операции сделали рывок к освобождению востока Украины от тех, кого в Киеве называют террористами. «Но мы видим, что Россия активизируется. Нужно быть готовыми ко всему. При этом у меня удивление вызывает тот факт, что украинская власть до сих пор предпочитает называть события на востоке антитеррористической операцией. Вместо того чтобы прямо и громко заявить: это – военные действия, которые против Украины ведут не только российские наемники, но и профессиональные военнослужащие (некоторых взяли в плен). Надо честно сказать миру и своим гражданам: мы ведем войну за свою независимость и за территориальную целостность Украины. Не региональная проблема, а вопрос, который касается всего государства, каждого гражданина. И за решение этой проблемы должно взять на себя ответственность руководство государства. А пока, похоже, ищут аргументы, чтобы такую ответственность не брать», – сказал политолог.
Вчера правительство Украины под руководством Арсения Яценюка, который вернулся на рабочее место (по крайней мере до рассмотрения депутатами 31 июля вопроса о его отставке), одобрило законопроект о введении в Украине военного сбора в размере 1,5% – как дополнения к налогу на доходы физических лиц. В стране все более остро возникает вопрос о том, что власть, отказываясь от ответственности, пытается вести войну за счет самых бедных слоев населения, которые и воюют на востоке, и финансируют боевые действия. Олигархи и политическая элита остаются в стороне.
Хотя в Верховной Раде звучат требования к президенту инициировать введение военного положения в Донецкой и Луганской областях, Петр Порошенко неделю тому назад заявил о нецелесообразности такого решения. Он пояснил, что Украина ведет боевые действия, и ей нужна боеспособная армия: «В режиме военного положения запрещены поставки оружия, продукции двойного назначения, а нам надо выиграть войну». Кроме того, режим военного положения заблокировал бы сотрудничество Украины с МВФ, сказал президент.
На днях министр обороны Украины Валерий Гелетей поддержал главу государства, пояснив, что режим военного положения отвлекал бы силы антитеррористической операции от выполнения боевых задач. Они должны были бы не только освобождать города и села, но оставаться в этих населенных пунктах, чтобы формировать местные администрации, обеспечивать поставки продовольствия и контролировать режим комендантского часа.
Политолог Виталий Бала считает, что украинской власти следует учитывать разные угрозы в будущем, начиная от экономических вызовов, связанных с восстановлением разрушенных городов по завершении силовой операции, заканчивая возможными диверсиями на украинской территории за пределами Донбасса и вероятной попыткой ввода российских миротворческих сил. Он назвал принципиально важным для Украины и переломным для мира моментом факт внесения представителями двух американских партий законопроекта в поддержку Украины. Киев должен использовать этот шанс, уверен эксперт.
В то же время многие украинские политологи считают, что команда Порошенко еще надеется урегулировать отношения с Россией. Киев не рискнул пока ни разрывать дипломатические отношения, ни объявлять о закрытии границ, ни вводить санкции против тех, кого украинские политики обвиняют в поддержке террористов на востоке. Хотя к введению таких санкций украинская власть призывает Запад.
Глава МИД РФ Сергей Лавров вчера заявил журналистам в Москве, что Россия надеется на возобновление прямых переговоров в рамках контактной группы. «Не теряем надежду на то, что помимо ряда телеконференций, которые состоялись в рамках этой контактной группы с участием России, украинских властей, представителей ополченцев и ОБСЕ, удастся согласовать прямые контакты, которые абсолютно необходимы для завязывания того диалога, о котором договорились еще в Женеве 17 апреля», – сказал Лавров.
Среди украинских граждан идея прямых переговоров с лидерами самопровозглашенных ЛНР и ДНР вызывает резко негативную реакцию.
Киев