Зачем учиться, когда работать негде? Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
На этой неделе в белорусских вузах пройдет вторая волна подачи документов – ее пришлось объявить, чтобы заполнить хотя бы бюджетные места. Юные белорусы не хотят быть учителями, врачами-терапевтами, агрономами и зоотехниками. Эксперты говорят о деградации системы образования и серьезных просчетах в регулировании рынка труда.
Дополнительный набор в вузы Белоруссии стартовал вчера и продолжится до следующего понедельника. Министерство образования вынуждено было объявить его, снизив планку для абитуриентов, так как только четыре высших учебных заведения страны смогли набрать запланированное количество студентов. Это экономический, лингвистический и радиотехнический университеты столицы и имеющий более широкий профиль (от учителей до юристов и журналистов) университет в областном центре Гродно. Вакантные бюджетные места остались даже у главного вуза страны – Белорусского государственного университета.
На практике это значит, что вузы назвали специальности, места на которые не заполнены, и минимальный уровень требований. Те, кому не хватило баллов для поступления на выбранные специальности, могут теперь попытать счастья на тех местах, которые никому не понадобились. Среди них учителя начальных классов, физики, математики, агрономы, зоотехники, работники пищевой и химической промышленности и др. Знакомство с условиями зачисления в рамках дополнительного набора дает основания говорить, что студентом сможет стать любой двоечник. Нужно просто было пройти централизованное тестирование и из 100 возможных баллов получить хотя бы 5 по русскому или белорусскому языкам, 10 – по математике, физике, химии и биологии и 15 – по истории Белоруссии, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский). Такое количество баллов равноценно оценке 2.
К слову, на многие специальности пришли не особенно образованные студенты. Например, стать студентом некоторых специальностей лечебного факультета мединститута можно было, имея 110–120 баллов из 400 возможных. Логично, что учиться платно желающих совсем мало. Наиболее печальная ситуация в вузах аграрного профиля – некогда знаменитая Горецкая сельхозакадемия, которую в свое время окончил президент Белоруссии Александр Лукашенко, заполнила только половину бюджетных мест. Вуз принял бы любых студентов с минимальными баллами, однако их нет. Эксперты опасаются, что и дополнительный набор эту проблему не решит.
Местные наблюдатели видят несколько причин такой ситуации. Несмотря на их разнообразие, в основе ошибки управления как системой образования, так и рынком труда. Логично, что невостребованными оказываются те профессии, освоив которые, специалисты не смогут получать достойную заработную плату. Это учителя, врачи-терапевты и работники аграрного сектора. Как ранее писала «НГ», Белоруссия ощущает острый дефицит такого рода специалистов – недовольные уровнем оплаты труда, они или меняют специальность, или уезжают работать за границу. Однако до недавнего времени это не отражалось на наборах в вузы – молодые люди шли учиться на непопулярные специальности, чтобы просто иметь корочку, но вовсе не собирались работать по специальности. Однако власти ввели «крепостное право» – обязательную отработку, после чего проблемы начались и у вузов.
Кроме того, эксперты говорят и о неадекватном планировании на уровне Министерства образования. Государственные интересы приносятся в жертву местническим – вузы хотят иметь как можно больше бюджетного финансирования и объявляют набор, который заметно превышает возможности их заполнения. Эксперты приводят в пример прошлогоднюю ситуацию, когда для 60 тыс. выпускников было создано 80 тыс. мест в учебных заведениях. «Подобные просчеты в планировании повлекли за собой не только полупустые аудитории, но и отсутствие конкурса при поступлении», – с горечью констатируют эксперты и сокрушаются о том, что это девальвирует диплом о высшем образовании и ведет к деградации системы образования в целом. Очковтирательство и фарс добрались и до этой сферы. Как на уровне реального сектора экономики большинство предприятий заменяют реальные достижения бравурными рапортами, так и в образовании олимпиады и конференции стали хорошо отрепетированными спектаклями. «В стране существует феномен атипичной неэффективности человеческого капитала, – говорит профессор философии, эксперт Владимир Дунаев. – Наше образование, в том числе из-за существующего разрыва между системой образования и рынком труда, является неэффективной растратой ресурсов».
Минск