Фото Reuters
К середине лета политика России в украинском кризисе приобрела новую направленность. Силовое вмешательство Москвы становится менее реалистичным, чем это казалось весной. На первое место выходит попытка создания Контактной группы по Украине в составе России, Германии и Франции. Кремль мягко реагирует на действия украинской армии в надежде, что Париж и Берлин помогут выработать компромисс.
Понятие «Контактная группа» появилось в ходе Боснийского кризиса середины 1990-х годов. В 1993 году все конфликтующие стороны в Боснии (сербы, мусульмане и хорваты) отвергли инициативы Совета Безопасности ООН. В ответ администрация Билла Клинтона добилась создания Контактной группы по Боснии и Герцеговине (БиГ). Ее участниками стали США, Россия, Британия, Франция, Германия и Италия. На протяжении 1994 года Контактная группа выработала мирный план, который предполагал превращение БиГ в конфедерацию, состоящую из Мусульмано-Хорватской Федерации и Республики Сербской. План Контактной группы был зафиксирован в Дейтонских соглашениях 12 ноября 1995 года.
Сегодня российская дипломатия пытается реализовать подобный вариант в отношении Украины. Опыт последних месяцев говорит о высокой степени взаимопонимания между США и Евросоюзом. Однако страны континентальной Европы – Франция и Германия – со времен холодной войны нередко выступали посредниками в конфликтах между Москвой и Вашингтоном. Берлинские договоренности от 2 июля подтвердили, что Кремль и Белый дом вновь готовы обратиться к их посредничеству.
Но потенциал Контактной группы по Украине ниже, чем в Боснии. Во-первых, в боснийском кризисе великие державы были заинтересованы в скорейшем урегулировании. Во-вторых, США, не желая вовлекаться в полномасштабную войну, были готовы согласиться с компромиссным немецким вариантом. В-третьих, для России, несмотря на популярную в то время риторику о «славянском единстве», боснийский вопрос был менее болезненным, чем украинский. Этих условий нет в украинском кризисе. У дипломатов ЕС поле для маневра уже, чем 20 лет назад. Судя по заявлениям Франсуа Олланда и Ангелы Меркель, просматривается три варианта компромисса.
Первый вариант – прекращение огня под контролем международных наблюдателей. Администрация Петра Порошенко пока отрицает возможность одностороннего режима прекращения огня. Но Киев дал понять, что не будет использовать авиацию и артиллерию для обстрела миллионного Донецка. Париж и Берлин могут предложить вариант обеспечения мира посредством гарантий со стороны ОБСЕ. О возможности принятия подобного компромисса заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
В рамках этого варианта ЕС может предложить и несколько иное решение, а именно – создание полицейской миссии ЕС на востоке Украины. Такие миссии Евросоюза действуют в Конго, Македонии и Грузии. Полицейские ЕС не будут иметь статус полноценных миротворцев. Их задача будет заключаться только в мониторинге соблюдения режима перемирия. Благоприятствовать такому варианту может подписанное 27 июня Соглашение об ассоциации Украины с ЕС.
Второй вариант – заключение соглашения о гуманитарных коридорах. В СМИ их часто представляют как коридоры для предоставления возможности эмиграции в Россию всех недовольных. В действительности понятие «гуманитарные коридоры» предполагает организацию поставки гуманитарных грузов и оказания медицинской помощи населению. Это означает, что в зоне конфликта появятся наблюдательные миссии гуманитарных организаций. Деятельность подобных миссий требует поддержания режима перемирия.
Третий вариант – начало переговорного процесса. В настоящее время этот путь представляется наиболее сложным. Москва настаивает на признании Новороcсии в качестве субъекта переговорного процесса. Для Киева такой вариант в настоящее время неприемлем. Администрация Порошенко опасается, что подписание подобного соглашения будет означать, что определение принципов территориального устройства Украины не является ее внутренней прерогативой. Максимально возможным вариантом пока выступает разработка «дорожной карты» по разрешению украинского кризиса.
России важно обратить внимание на опасность расширения предмета переговоров Контактной группы. Американская дипломатия, возможно, предложит включить в нее «крымский вопрос». (Например, указать, что Россия и Украина должны начать переговоры по Крыму.) Сам факт ведения таких переговоров может быть интерпретирован в Вашингтоне как согласие Москвы начать диалог о статусе Крыма.
Вариант посредничества Контактной группы пока остается гипотетическим. Администрация Порошенко, окрыленная успехами в начале июля, делает ставку на продолжение силовой операции. Но если боевые действия под Донецком и Луганском затянутся, механизм внешнего посредничества окажется востребованным. Для России уже сейчас важно обратить внимание на разрабатываемую ЕС «дорожную карту» переговорного процесса. В противном случае перед Москвой может воскреснуть опасность «навязанного консенсуса»: поиска компромисса на сугубо американских, а не компромиссных условиях.