Фото Reuters
Вчера в Белоруссии в среднем на 5% подорожало автомобильное топливо. Очередной рост цен и перспективу снижения уровня жизни белорусы восприняли обреченно – такое развитие событий было ожидаемым.
О том, что бензин и дизтопливо вскоре могут подорожать, эксперты заговорили в начале лета. Предполагалось, что рост составит 5%. Как стало известно вчера, подорожание несколько превысило ожидания – АИ-92 прибавил на 5,7% и стал стоить примерно 90 центов, АИ-95 – 97 центов, а дизтопливо Евро 5 превысило уровень в 1 долл.
В стране, где все цены привязаны к доллару из-за высокой зависимости от импорта в условиях девальвации национальной денежной единицы, не может быть иначе, уверены эксперты. Последние три года, прошедшие под знаком девальвации, – тому яркое свидетельство. Так, в 2011 году, когда белорусский рубль подешевел в три раза, автомобильное топливо дорожало одиннадцать раз, в 2012-м цены менялись четыре раза, а в 2013-м – пять. В нынешнем году подорожание автомобильного топлива – первое, хотя белорусский рубль с начала года по отношению к доллару потерял более 7% стоимости.
Логично, что Белоруссия в таких условиях все последние годы сохраняла лидерство по инфляции на постсоветском пространстве. Правда, по итогам мая первенство перехватила Украина. Там цены выросли на 10,5%, в то время как белорусские – на 8,9%. Для сравнения: в России в январе–мае цены выросли на 4,2%, а в Литве – на 0,5. По сравнению с маем 2013 года потребительские цены в Белоруссии выросли почти на 20%.
Что самое печальное для местного населения – дорожают товары первой необходимости. В частности, наибольший рост – в сегменте продуктов питания. Рекорд подорожания продемонстрировало мясо: свинина подорожала с начала года на 51%, говядина – на 20%. Импортируемая рыба стала дороже на 20%, молоко – на 7%.
Весной подорожание коснулось и социально значимых услуг. Например, правительство отказалось дотировать питание в детских садах, что стоило прибавки стоимости услуг детских дошкольных учреждений в 67%. В апреле же примерно на 20% подорожал транспорт.
Сопоставление темпов роста цен с темпами повышения зарплат дает основания говорить о снижении уровня жизни белорусов. В частности, по данным Белстата, реальные денежные доходы с начала года выросли лишь на 6,7%, а реальная заработная плата – на 4,1%. Правда, правительство об этом и предупреждало – еще в прошлом году. На первое полугодие планировался рост реальных денежных доходов в 2%. Кстати, уже разрабатываются планы на 2015 год. Есть информация, что зарплата увеличится лишь на 4%.
Рост цен, который негативно влияет на уровень благосостояния населения, уровень качества жизни и в конечном итоге на настроение, эксперты объясняют совсем не внешними факторами, как это зачастую пытаются представить власти. К инфляции привело «неоправданное ослабление денежно-кредитной политики», полагает белорусский экономист Сергей Чалый.
Кстати, «НГ» писала, что министр экономики Николай Снопков, известный в белорусском экономическом бомонде своими рыночными взглядами, предлагал в качестве основной задачи на 2015 год определить не экономический рост, а снижение инфляции. Что, по мнению экспертов, было бы логичным. Тем более что белорусская инфляция – результат системных недочетов в экономической политике: государственный протекционизм и, как следствие отсутствие, здоровой конкуренции, высокая доля льготного кредитования госсектора, появление лишних денег и деформированные кредитные ставки для остальной экономики. Остановить негативные процессы, такие как инфляция и девальвация, можно только системными реформами, говорят эксперты.
«С тем, что главный человек, принимающий решения – а это в Белоруссии президент Александр Лукашенко, – не готов их принять, эксперты связывают и постоянный перенос главного экономического совещания сначала с февраля на апрель, затем с апреля на июнь и теперь с июня на сентябрь.
Минск