Зураб Абашидзе доволен тем, как складываются торговые отношения с РФ. Фото РИА Новости
В понедельник в Праге начались российско-грузинские переговоры по торгово-экономическим вопросам. Это первая встреча сторон после подписания Грузией соглашения об ассоциации с ЕС. Экспертные группы обсудят будущее торговых отношений Москвы и Тбилиси с учетом этого документа, а также вступающих в силу с 1 сентября правил торговли и регуляций в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Переговоры завершатся встречей замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зурабом Абашидзе.
Накануне переговоров в Праге глава МИД Грузии Майя Панджикидзе сообщила, что грузинская сторона ознакомит россиян с новшествами, которые вызваны подписанным Тбилиси соглашением об ассоциации с ЕС, и, в свою очередь, узнает об изменениях в торговой сфере, которые вступят в силу в Евразийском экономическом пространстве с 1 сентября. В принципе Грузия, проводящая в эти дни консультации с Казахстаном, уже должна быть знакома с грядущими переменами и, судя по скупым сообщениям официальных источников, достигла в этой сфере некоторых договоренностей с Астаной. Однако отношения с Москвой, конечно же, стоят особняком с учетом известных политических проблем, а также того, что после отмены эмбарго Россия стремительно вышла на первое место по объему импорта сельхозпродукции Грузии, в частности вина и иного алкоголя. Так, в 2014 году на долю России пришлось 70% грузинского винного экспорта, или более 13 млн бутылок объемом 0,75 л.
С учетом таких солидных показателей закономерным выглядит заявление министра экономики Грузии Георгия Квирикашвили о том, что Тбилиси приложит максимальные усилия для сохранения нынешнего режима и уровня торговли с Россией. По его словам, в Прагу командирована опытная рабочая группа, которая проведет с российскими коллегами встречи консультационного характера. «На переговорах будут затронуты вопросы информационного характера. Речь пойдет также о недостатках и технических нюансах, которые нужно исправить. Мы проинформируем партнеров о том, что предусматривает наше соглашение о свободном торговом пространстве с Евросоюзом», – заявил Квирикашвили, подчеркнув, что секретов от Москвы у Тбилиси в этой области нет и торговые отношения удастся удержать на существующем уровне. «Думаю, это входит и в интересы России, и мы надеемся, что нам удастся выполнить задачу», – сказал министр.
В то же время в Тбилиси опасаются того, что на переговоры негативный отпечаток может наложить вердикт Страсбургского суда по правам человека, на днях обязавшего Россию обеспечить компенсации грузинам, которые пострадали в 2006 году вследствие депортации с территории РФ.
Напомним, что массовые задержания и депортация граждан Грузии из РФ произошли на фоне очередного витка обострения отношений между Москвой и Тбилиси. Он, в свою очередь, был вызван арестом и высылкой из Грузии четверых российских офицеров, уличенных грузинской стороной в шпионской деятельности. После семилетнего изучения межгосударственного иска «Грузия против России» Страсбургский суд пришел к выводу, что с российской стороны имела место координированная политика против этнических грузин во время задержания, заключения и массовой депортации из страны. При этом нарушался ряд статей Европейской конвенции по правам человека. Размер компенсаций, которые суд обязал выплатить российскую сторону, предполагается определить в ходе переговоров между Министерствами юстиции РФ и Грузии, сказала глава грузинского ведомства Тея Цулукиани.
Тбилиси надеется, что Москва, согласно договоренностям, продолжит дифференциацию грузино-российских проблем: в Праге по-прежнему будут рассматриваться чисто экономические вопросы, а в Женеве в формате встреч по превенции напряженности – политические. «Формат встреч Абашидзе–Карасин – очень успешный, и мы не желаем, чтобы торгово-экономическим отношениям что-то угрожало», – заявила Панджикидзе. Женевский формат, конечно, не так успешен – по ряду вопросов стороны придерживаются противоположных позиций, и решение Страсбургского суда их сближению вряд ли может послужить. «Для нормализации взаимоотношений мы сделали много шагов, но еще больше предстоит», – считает Панджикидзе. Она подчеркнула, что о восстановлении дипломатических отношений речь и не идет – до тех пор, пока Москва не откажется от признания независимости Абхазии и Южной Осетии и не выведет свои войска.