Юрта на дороге станет дорогим удовольствием. Фото с сайта www.vb.kg
До 10 лет могут провести за решеткой граждане Киргизии, перекрывшие стратегическую трассу, соединяющую юг республики с Китаем. Это произойдет, если соответствующий законопроект, внесенный на днях в парламент, будет утвержден. Инициаторы считают, что подобные меры помогут восстановить порядок в стране и избежать очередных перекрытий дорог.
10 лет заключения – это наиболее жесткий вариант, озвученный в законопроекте. Чтобы лишиться свободы на такой срок, необходимо перекрывать дорогу, используя зажигательные смеси или оружие, а также сопротивляться представителям власти. В более легких случаях возможное наказание колеблется от штрафов до пяти–семи лет заключения с конфискацией средств, использованных для перекрытия дороги.
Законопроект уже одобрен парламентским комитетом по законности, правопорядку и борьбе с преступностью. Законодательная инициатива была озвучена после окончания 26-дневной блокады стратегической трассы Ош–Иркештам.
Начиная с 27 мая сторонники киргизского депутата от фракции «Ата-Журт» Ахматбека Келдибекова блокировали автотрассу, связывающую юг Киргизии с Китаем, и требовали освободить своего земляка из-под стражи. Власти на силовой разгон не решились, лишь завели три уголовных дела по статьям «Самоуправство», «Сопротивление и насилие в отношении представителя власти» и «Незаконное перекрытие автодорог».
По данным Государственной таможенной службы, перекрытие дороги, длившееся более трех недель, нанесло ущерб государству в 92 млн сомов.
Вступление в силу закона, позволяющего «закрывать» людей за перекрытие дорог на ощутимые сроки, по мнению инициаторов, должно помочь снизить частоту весьма популярной в Киргизии формы протеста. Критики утверждают, что в реализации закона может возникнуть ряд сложностей. Во-первых, сейчас в Киргизии не прописан перечень дорог, имеющих статус стратегических. Во-вторых, перекрытие дороги считается уголовным преступлением в случае, если оно длится 24 часа и более. Это дает возможность практически безнаказанно перекрывать автотрассы месяцы напролет, по графику – 23 часа – блокада, 1 час – перерыв на обед.
Но самое главное замечание касается всей правоприменительной практики в Киргизии – в соответствии с известным выражением «Жесткость законов здесь компенсируется необязательностью их выполнения». Если в Киргизии удалось собрать более 100–200 человек, то вероятность их наказания резко снижается. Власти в этом случае будут вести переговоры, тянуть время, но чаще всего на силовой разгон и наказание участников и организаторов не пойдут. Руководство страны в отличие от соседей опасается закручивать гайки, любая подобная попытка может привести к массовым беспорядкам, а то и к смене власти.
Напрашивается вывод: без усиления центральной власти, а также без привития культуры законопослушания местному населению любые подобные законодательные инициативы будут оборачиваться пустой тратой времени и бумаги.
Текущая политическая ситуация в стране характеризуется временным падением активности – курортный сезон и отличный климат на Иссык-Куле не способствуют протестной деятельности. Главное, к чему сейчас готовятся местные политические группировки, – это выборы в парламент в следующем году и на пост президента – в 2016-м. Сейчас складывается несколько групп, в том числе «революционные герои», пришедшие к власти после 2010 года (Омурбек Текебаев, Роза Отунбаева), президентская команда (Алмазбек Атамбаев с соратниками). Южные элиты на этом фоне монолитностью похвастаться не могут. Не определился с позицией и экс-премьер Омурбек Бабанов, который может попытаться занять если не президентское, то премьерское кресло.
Бишкек