Ислам Каримов, как принято на Востоке, решение принимает не сразу. Фото Reuters
Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов и заместитель специального представителя США по Афганистану и Пакистану Лаурел Миллер обсудили ситуацию в Афганистане и ее влияние на процессы в регионе, говорится в официальном заявлении пресс-службы МИД Узбекистана. Эксперты считают, что США, спустив свой флаг на авиабазе «Манас» в Киргизии, ищут новую площадку для поддержки своих войск в Афганистане, частичный вывод которых начнется в конце нынешнего года и завершится не ранее 2017 года. Узбекистану в этом плане уделяется особое внимание.
Представители Госдепартамента и других американских структур на протяжении последнего времени стали довольно частыми гостями в Ташкенте и других столицах центральноазиатских республик. Связано это прежде всего с предстоящим выводом войск из Афганистана. Уже известно, что в этой стране останутся некоторые спецподразделения, советники, инструкторы, а также опорные пункты для решения экстренных задач. По сообщению Госдепа США, состав, численность и места дислокации этих сил будут озвучены позже. Президент США Барак Обама в недавнем выступлении заявил, что милитаризованные силы будут базироваться в Афганистане как минимум до 2016 года. А значит, наряду с Южным маршрутом, через Пакистан, Пентагон вынужден будет использовать и Северный маршрут, который после потери авиабазы «Манас» в Киргизии утрачивает значение. Поэтому представители Госдепа активно посещают страны Центральной Азии, где ведут переговоры об использовании тех или иных объектов военного назначения.
В частности, на днях в Ташкенте побывала старший директор отдела России Совета нацбезопасности США Селен Уолландер, а еще раньше – заместитель госсекретаря США Уильям Бернс. Он предлагал создать на территории Узбекистана авиационный пункт технического обслуживания для обеспечения воздушных перевозок в Афганистан и обратно. Бернс пояснил, что этого требует ситуация. «США будут привержены сохранению мира и стабильности в Афганистане и во всем регионе и после 2014 года. Обязательства США в этом очень важном регионе мира сохраняются. США никуда не уходят», – заявил Бернс на встрече с узбекскими журналистами.
В Узбекистане американцев интересует авиабаза «Ханабад», которая им была предоставлена в 2001 году. Однако в 2005 году после событий в Андижане США были выдворены с территории страны за поддержку местных радикалов. В ответ Вашингтон ввел против Ташкента ряд санкций. Но через пять лет США, осознав, чего они лишились, стали добиваться возобновления сотрудничества с Ташкентом.
«Речь идет о возвращении американских вооруженных сил для размещения на авиабазе «Ханабад» под Карши. А также у них есть желание разместиться на узбекско-афганской границе на авиабазе в Термезе в случае ухода оттуда военнослужащих Бундесвера», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
По мнению Князева, на размещение полноценной военной базы Узбекистан не пойдет. «Насколько я знаю, на подобные шаги в большей степени готовы другие страны – Таджикистан, Киргизия. Узбекистан придерживается более сдержанной позиции. В Узбекистане предстоят президентские выборы, там пристально следят за кризисными событиями в других постсоветских странах. Поэтому в среднесрочной перспективе таких ярких событий, как сближение с Западом, ожидать не стоит», – отметил эксперт.
Узбекистан выбран не случайно. В 2013 году страна вышла из состава ОДКБ. А в мае нынешнего года в Ташкенте открылось представительство НАТО. Специальный представитель генсека альянса по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай на церемонии открытия штаб-квартиры альянса пообещал, что его организация поможет Узбекистану провести военную реформу. Планируется модернизировать оборонные структуры страны, усовершенствовать систему военного образования. По мнению киргизского политолога Эдиля Осмонбетова, «если США удержат эти точки опоры своего присутствия в Киргизии и Узбекистане, то произойдет закономерное расширение военно-технического сотрудничества Запада с нашими республиками».