В Белоруссии жизнь становится дороже. Фото Reuters
Правительство Белоруссии верстает планы на будущий год и ищет пути реформирования наиболее проблемных отраслей. Негосударственные экономические эксперты, анализируя заявления чиновников, считают их противоречивыми и слишком оптимистичными.
Всю неделю президент и правительство Белоруссии пытаются оценить нынешнее состояние экономики и определить задачи на ближайшее полугодие и следующий год. Этот вопрос рассматривался не только на заседании президиума Совета министров, но и Совета безопасности. Последнее обстоятельство является косвенным указанием на то, что власти осознают серьезность экономических проблем. Правда, в присутствии журналистов президент Александр Лукашенко отметил положительные тенденции в белорусской экономике, что послужило основанием отложить до осени давно обещанную публичную порку правительства. «С учетом некоторых положительных тенденций первого квартала было принято решение заслушать отчет правительства в расширенном составе по итогам работы за первое полугодие», – сообщил он, открывая заседание Совета безопасности, посвященное «проблемным вопросам социально-экономического развития». «Президентом принято решение по итогам полугодия публично заслушать отчет правительства о выполнении показателей социально-экономического развития и бюджета», – подтвердил днем позже и глава правительства Михаил Мясникович.
И глава правительства, и глава государства говорили о том, что главная задача сегодняшнего дня – «обеспечить качественный рост экономики». Среди болячек, как их назвал Лукашенко, – «снижение производства, значительные складские запасы, ухудшающееся финансовое состояние организаций». Мясникович к этому добавил снижение экспорта и рентабельности предприятий. Традиционно проблемы белорусской экономики ее руководство объясняет внешними обстоятельствами. «Произошла существенная девальвация валют у наших основных торговых партнеров – России, Украины, Казахстана. Это съело еще 5–7% нашего экспорта… на 15–20%, а по некоторым регионам и выше 20%, недобор на российском и украинском рынках не позволяет Беларуси выйти на 100% производства», – пояснил глава правительства.
Эксперты обращают внимание на то, что власти не видят в состоянии экономики страны «никакой чрезвычайщины». «Это не болячки, это серьезное заболевание. Пока еще не онкологическое, но достаточно сложное», – говорит по этому поводу белорусский экономист Леонид Заико. Эксперт уверен, что национальной экономической модели нужны системные изменения, а не косметический ремонт.
Интересно, что и в правительстве нет единого мнения о том, как развязать тот ворох проблем, которые накопились в экономике. Более того, в экономическом штабе страны высказываются прямо противоположные предложения. Во всяком случае, такое мнение складывается из дозированной информации о заседании правительства. Официальные источники информируют, что министр экономики Николай Снопков при обсуждении планов на будущий год предлагал отказаться от ориентации на экономический рост и сосредоточиться на обуздании инфляции. Именно это, по его мнению, самая большая проблема. «Мы полагаем, что будет правильно не ставить во главу угла рост, поскольку невозможно заниматься двумя системными и противоречащими друг другу элементами экономической политики – инфляция и рост. В 2015 году для сбалансирования ситуации в экономике приоритетом, на наш взгляд, необходимо определить инфляцию», – заявил он. При этом Снопков упомянул в качестве важной меры экономической политики жесткую кредитно-денежную политику, в том числе снижение финансирования госпрограмм.
Стремительный рост цен, который является концентрированным отражением проблем белорусской экономики, считают главной проблемой и местные аналитики. Дело в том, что за первые пять месяцев инфляция достигла 8,9%, что оказалось выше уровня прошлого года (5,9%) и существенно больше, чем в странах-партнерах (в России – 3,2%, в Казахстане – 3,9%). «Высокая инфляция – одна из отличительных черт белорусской экономической модели, побочный эффект от чрезмерного вмешательства государства в экономику», – пишет белорусский экономист Владимир Акулич. В частности, инфляцию провоцируют высокая доля льготных кредитов в общем кредитном портфеле (около 40%), необоснованно низкий уровень ставки рефинансирования, девальвация национальной валюты, повышающая стоимость импортных товаров, денежная эмиссия.
Правительство планировало, что инфляция в этом году не превысит 11%, однако уже сегодня очевидно, что уложиться в норматив не удастся. Эксперты говорят о 20% как вполне вероятной цифре. Основания для пессимистичных прогнозов – нелогичность действий правительства, отсутствие сбалансированной и четкой экономической политики и неготовность к реформам.
«НГ» уже писала о ходе подготовки реформы в сельском хозяйстве, из которой по мере разработки убрали все наиболее прогрессивные и рыночные меры, оставив администрирование и принуждение. В то же время по единодушному мнению экспертов первым шагом должно стать включение экономической мотивации и задействование частной инициативы, на что власть идти не хочет.
Минск