Взрыв газопровода под Полтавой в МВД Украины квалифицировали как теракт. Фото Reuters
В Украине готовятся к введению чрезвычайного положения в энергетической сфере. Вчера правительство в закрытом режиме рассмотрело перечень мер на случай, если с «Газпромом» не удастся договориться. Евросоюз опасается, что очередная украинско-российская газовая война приведет к срыву поставок газа в страны ЕС в осенне-зимний период. И предлагает конфликтующим сторонам еще раз рассмотреть все варианты, чтобы снова сесть за стол переговоров в июле.
Вчера замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Вадим Улида заверил журналистов, что украинская сторона заинтересована в продолжении переговоров с «Газпромом».
Но, судя по комментариям других чиновников, Киев по-прежнему отвергает предложения «Газпрома». Как известно, очередной этап газовой войны начался 16 июня, после того как украинская власть не приняла схему предложенного российской стороной снижения цены на газ. Речь шла о той же формуле, которую в 2010 году применили в момент подписания Харьковских соглашений: снижение цены на 100 долл. за каждую тысячу кубометров оформлялось как решение российской стороны о временном снижении уровня таможенной пошлины.
По мнению украинского премьера Арсения Яценюка, такой подход позволяет превратить цену на газ в инструмент политического давления со стороны России. «Мы эти российские ловушки знаем: скидка устанавливается решением правительства Российской Федерации и снимается решением правительства Российской Федерации. Поэтому наше предложение было, есть и остается тем же: изменения в контракт». «Газпром», как и в период президентства Виктора Януковича, отказался переписывать контракт, утвержденный в 2009 году правительством Юлии Тимошенко.
Стороны, обменявшись ультиматумами, подали встречные иски в Стокгольмский арбитражный суд. «Газпром» перевел «Нафтогаз» на режим предоплаты и, потребовав немедленно погасить долги, прекратил поставку газа. Глава Минэнерго Украины Юрий Продан выразил позицию украинской делегации: «Российская сторона настроена на эскалацию конфликта и не идет ни на какие компромиссные, очень конкретные предложения, которые озвучивала Еврокомиссия». Он сказал, что Киев готов к ограничению поставок газа: «Сейчас в хранилищах более 13,5 млрд куб. м газа. Мы провели серьезную работу, связанную с увеличением реверсных поставок из Европы, и думаю, что совместно с Европейской комиссией мы будем искать пути увеличения реверсных поставок из стран Европы».
В Киеве не надеются на возможность быстрого разрешения конфликта. И ожидают ухудшения ситуации. На этой неделе правительство создало кризисный энергетический штаб во главе с вице-премьером Владимиром Гройсманом. Эта структура должна будет контролировать энергетический баланс в стране. Что делать в случае угроз, вчера обсуждалось на заседании украинского правительства, участники которого планировали утвердить специальный законопроект о введении режима чрезвычайной ситуации в энергетической сфере.
Предполагается, что в ближайшие дни законопроект будет передан на утверждение в Верховную Раду. Однако вчера ни депутаты, ни отраслевые эксперты не видели проекта документа. Руководитель энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сказал «НГ», что правительство работало над организационными и техническими моментами, предусматривало координацию действий разных структур на случай чрезвычайной ситуации. «Если стороны не договорятся и поставки российского газа не будут возобновлены, то осенью не исключена очень тяжелая ситуация. Кабинет министров разрабатывает меры и действия именно на этот случай, чтобы минимизировать негативные последствия». По мнению эксперта, вероятность такого развития ситуации высока: «Нужно понимать, что Украина и Россия фактически находятся в состоянии войны. Энергетическая политика российской стороны – это только один из элементов этой войны. Европа, судя по всему, не до конца осознает это обстоятельство и возникающие угрозы».
Эксперт Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский согласился, что в странах ЕС предпочитают отдельно рассматривать политические, экономические и энергетические проблемы в украинско-российских отношениях. «Но газ сейчас, как никогда, стал частью большой политической игры. Поэтому ни глава «Нафтогаза» Коболев, ни министр энергетики Продан не могут решить проблему, у них просто нет полномочий, чтобы рассматривать весь комплекс, начиная от Крыма, ситуации на востоке страны и заканчивая промышленной кооперацией и газовыми вопросами. Чтобы развязать этот узел, нужны переговоры на самом высоком уровне – президентов, премьер-министров», – сказал он «НГ».
Землянский отметил, что Киев пока направляет делегации в Брюссель, пытаясь решить проблему собственной энергетической безопасности. По его словам, перед Украиной стоят две задачи: до конца лета закачать в хранилища примерно 7 млрд куб. м газа и обеспечить поставку газа в осенне-зимний период. «Что бы кто ни говорил, но без российских поставок мы не обойдемся. Значит, нужно продолжать переговоры с «Газпромом». Позицию украинской стороны можно понять: скидка в виде снижения пошлины – это возможность манипулировать ценой в зависимости от обстоятельств. Поэтому нужно решить вопрос о внесении изменений в контракт, в формулу ценообразования. И это нужно делать сейчас, привлекая европейские структуры. Иначе вопрос снова потеряет актуальность для Европы, и они, как и раньше, махнут рукой на украинские проблемы в газовых отношениях с Россией».
Украинское правительство пытается убедить Европу в том, что данная проблема касается не только одной страны, неофициально сказал «НГ» один из чиновников, имеющих отношение к энергетической сфере. «Арсений Яценюк, выступая в Верховной Раде, все сказал предельно четко: Россия использует газ как энергетическое оружие, чтобы уничтожить независимость Украины», – отметил он, обратив внимание, что сразу после выступления премьер-министра в Полтавской области произошел взрыв на газопроводе Уренгой–Помары–Ужгород. «Может быть, место взрыва – случайность. Но как раз на этой неделе полтавский губернатор Виктор Бугайчук подписал распоряжение о специальной маркировке в области всех товаров российского производства, а также о размещении их в магазинах отдельно от всех других товаров», – сказал собеседник «НГ».
Вчера на заседании правительства глава МВД Арсен Аваков заявил, что причиной взрыва газопровода стало внешнее вмешательство: «Мы предполагаем, что взрывное устройство было заложено под основу бетонной опоры трубопровода, после чего произошли два коротких взрыва и потом – большой взрыв. Следствие продолжается». В то же время глава Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергей Бочковский сообщил: «По результатам осмотров элементов газопровода обнаружено, что следы износа и коррозии отсутствуют. Остатки имеют признаки бризантного действия взрывчатых веществ».
Источник «НГ» сообщил, что в течение часа после взрыва украинские специалисты сумели локализовать аварию, перенаправив газ по резервной ветке трубопровода. «Если кто-то хотел парализовать работу газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, то это, к счастью, не удалось сделать», – сказал собеседник «НГ».
Вчера Арсений Яценюк на заседании правительства назвал события в Полтавской области диверсией с целью пролоббировать строительство «Южного потока». «Поэтому абсолютно понятно, кто заинтересован в том, чтобы подорвать доверие к украинской ГТС», – отметил премьер.
Вчера «Газпром» официально подтвердил, что авария не повлияла на транзит российского газа по украинской территории. Но зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов сказал журналистам: «Это не единственная авария на газовой системе Украины. Возможно, они еще будут. Трубопровод нужно поддерживать в работоспособном состоянии. Труба стареет, и в какое-то время происходят разрывы». Правительство распорядилось усилить охрану энергетических объектов по всей стране. И рассматривало меры, позволяющие экономить газ.
Эксперты в Киеве поясняли, что на сегодня на территорию Украины поступает ровно тот объем газа, который требуется по контрактам с европейскими потребителями. «Газпром» не стал полностью перекрывать поставки на территорию Украины, а это означает, что у структур «Нафтогаза» есть техническая возможность отбирать часть газа из транзитной трубы. Специалисты заверили «НГ», что сейчас ничего подобного не происходит: европейская сторона подтвердила, что получает контрактные объемы газа. Но к осени, если Украина и Россия не договорятся, «Нафтогазу», возможно, придется отбирать часть газа. В таком случае «Газпром» полностью перекроет поставки, оставив без газа Европу.
Киев