Завод «Атлант» теперь сможет импортировать западные холодильники – «в нагрузку» к своим. Фото с сайта www.atlant.by
Правительство Белоруссии предлагает ограничить круг импортеров в страну бытовой и автомобильной техники белорусскими заводами-производителями. Проект вызвал возмущение и неприятие в бизнес-среде. Эксперты дают самые пессимистичные прогнозы относительно его возможных последствий и надеются, что документ все же не будет принят.
Документ, текст которого просочился в СМИ, предлагает на полгода, начиная с 1 июля, наделить исключительным правом ввоза в страну определенных товаров 12 государственных предприятий. Это «Белшина», Минский моторный завод, «Могилевлифтмаш», Минский подшипниковый завод, «Гомсельмаш», МЗОР, «Интеграл», «Атлант», «Горизонт», МТЗ, МАЗ и Минский электротехнический завод им. Козлова. Логика такова, что ввозить импортные шины сможет только «Белшина», лифты – «Могилевлифтмаш», тракторы – МТЗ, холодильники – «Атлант», телевизоры – «Горизонт» и т.д. Причем МАЗ, например, будет заниматься импортом и легковых автомобилей. Недавно открывшемуся заводу по сборке китайских автомобилей Geely эту миссию не доверили.
Из обоснования необходимости принятия такого документа понятно лишь то, что государство намерено избавиться от посредников при поставке комплектующих для белорусских заводов. В правительстве утверждают, что многие предприятия завозят импортные комплектующие, собирают в Белоруссии из них изделия и продают, называя их белорусскими. Поэтому «в целях удовлетворения потребности на внутреннем рынке Беларуси некоторыми импортными товарами в широком ассортименте, соблюдения баланса в использовании отечественных и импортных комплектующих, для борьбы с недобросовестными поставщиками, защиты экономических интересов государства предлагается с 1 июля 2014 года до 1 января 2015 года закрепить за государством исключительное право на осуществление импорта», объясняет правительство смысл появления такого проекта.
Эксперты же, комментируя новую инициативу, выражаются четче и понятнее. По их мнению, ставится задача хотя бы на какое-то время полностью остановить импорт товаров, аналоги которых производят местные предприятия. Тут преследуются две цели – улучшить внешнеторговое сальдо, которое уверенно идет в минус, и нарастить продажи белорусских товаров на внутреннем рынке путем устранения импортных конкурентов. Анализ недавно обнародованных Белстатом данных об итогах промышленного производства подтверждает эти предположения. Производство машин и оборудования, например, за первые пять месяцев года упало почти на 20%, транспортных средств и оборудования – на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грузовых автомобилей белорусский производитель в январе–мае выпустил на 40% меньше, чем в прошлом году, шин – на 36%, двигателей – на 22%, деревообрабатывающих станков – на 50%, а телевизоров и холодильников – и вовсе на 60%. Примерно такая же картина и по другим промышленным товарам.
При этом внешнеторговое сальдо сигнализирует, что проблема не только в падении объемов экспорта и тем более не в снижении уровня платежеспособности белорусского населения. По итогам января–апреля Белоруссия заработала убыток в 400 млн долл. Это только в торговле. Дефицит же платежного баланса страны в целом, по данным Нацбанка, составил почти 3 млрд долл., или 15,2% ВВП. Изменить ситуацию коренным образом и в короткие сроки невозможно иначе, как полным запретом импорта, справедливо рассудили государственные эксперты.
Правда, о негативных последствиях этого шага они, видимо, не подумали, а их гораздо больше, чем возможного позитива. «В случае его подписания страна столкнется с проблемами, которые мы видели в 2011 году: народ кинется скупать валюту и поедет за товарами в Европу или в соседнюю Россию», – говорит председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. К тому же, по словам эксперта, документ «будет противоречить всем договоренностям не только в рамках подписанного Экономического союза, который начнет действовать с января, но и всем двусторонним договоренностям между Беларусью и Россией». По мнению эксперта, проект противоречит «логике и здравому смыслу». Поэтому он надеется, что указ не будет подписан.
Как сказал «НГ» эксперт, близкий к разработчикам, «проект специально запустили в СМИ, чтобы посмотреть реакцию, проглотит ли это белорусский потребитель». «Да и мнение партнеров по интеграционным объединениям услышать будет нелишним», – заметил он.
Минск