Фото Reuters
Президентские выборы в Украине не стали стабилизирующим фактором для востока страны. Вчера в Донбассе и на Луганщине продолжались активные боевые действия, в которых ополченцы в ряде населенных пунктов действовали успешнее войск официального Киева. В Луганске под контроль повстанцев перешла целая воинская часть Национальной гвардии Украины (НГУ), в Донбассе продолжались кровопролитные бои, в результате которых украинские войска и НГУ несли потери в живой силе, авиации и бронетехнике.
При этом боевые действия носят все более бесчеловечный характер. В Красном Лимане, как утверждает премьер Донецкой народной республики Александр Бородай, военнослужащие НГУ убили в госпитале раненых ополченцев. В Луганске боевые самолеты обстреляли здание горадминистрации и другие объекты города. В результате погибли более 30 мирных жителей. Но ополченцы продолжают удерживать основные населенные пункты на востоке Украины.
Успешные боевые действия они ведут несмотря на то, что украинские Вооруженные силы стали все чаще применять штурмовую и ударную авиацию, артиллерию и бронетехнику, нередко перенося боевые действия на улицы городов и населенных пунктов. Киев по-прежнему надеется на блицкриг, на который в своих послевыборных речах благословил армию, Нацгвардию и представителей «Правого сектора» президент Петр Порошенко. Но быстрой победы, судя по всему, не будет. Атаки войск захлебываются. Так называемая антитеррористическая операция (АТО) длится не одну неделю, но явных военных успехов не видно. В чем причины военных неудач Киева на востоке страны? Если подобная стратегия действий в отношении мятежных республик будет продолжена, что можно ожидать в будущем?
С сепаратистскими военными группировками, а именно так воспринимают киевские власти ополченцев Донбасса и Луганщины, в мире боролись и борются многие государства. Не миновало это и Россию, когда в ходе двух военных кампаний Кремль пытался победить боевиков в Чечне. Вряд ли кто-либо будет возражать, что именно силой оружия и благодаря уничтожению основной массы членов незаконных вооруженных формирований (НВФ) в этом субъекте РФ был восстановлен федеральный порядок. Казалось бы, то же самое пытаются сделать и киевские власти. Но аналогии здесь явно некорректны.
Есть смысл сравнить ситуацию и действия киевских властей на востоке Украины с аналогичными событиями на российском Северном Кавказе во вторую чеченскую кампанию в 2000–2007 годах, то есть за то время, пока наводился там конституционный порядок.
Как в свое время Россия, Украина сейчас борется с сепаратизмом и предпринимает усилия по установлению центральной власти на востоке страны в условиях политического кризиса и слабости экономики. Между тем у России тогда, конечно же, был больший экономический потенциал и она к началу 2000 года, то есть к началу контртеррористической операции (КТО), сумела сосредоточить на основных направлениях ударов по НВФ в Чечне значительные ресурсы и силы. На относительно небольшой территории, на которой проживали на то время около 800 тыс. человек, была сосредоточена группировка войск численностью 120 тыс. «штыков». В Украине численность войск, задействованных в операциях на востоке страны, оценивается экспертами в пределах 35–40 тыс. военнослужащих. При этом пространство, на котором они действуют, в три раза больше территории Чечни, а численность мирного населения составляет более 6 млн человек.
Таким образом, войск для проведения КТО в Украине катастрофически не хватает. У Украины не хватает и опыта проведения КТО (в терминологии Киева - АТО). Вот почему, видимо, стремясь добиться эффекта при решении поставленных задач, войска непропорционально и малоквалифицированно применяют артиллерию, авиаудары и танковые атаки, ведущие к потерям среди мирных жителей. Эксперты в РФ эти действия называют карательными. Так называемая АТО, которая проводится в Донбассе и на Луганщине, в классическом смысле мало похожа на операцию против боевиков. Да и трудно назвать украинских ополченцев боевиками.
Алгоритм действий российских войск против боевиков в Чечне, к примеру, был таков: регулярная армия окружала селение, предварительно обеспечив оттуда вывод мирных жителей. Затем внутренние войска осуществляли зачистку территории. Для таких действий требовалось много войсковых подразделений. В Украине все наоборот: авиаудары вместо зачисток. Руководство Украины и командование армии, осуществляющие АТО, не заботятся о выводе мирного населения из предполагаемых зон боевых действий и даже препятствуют этому. Именно поэтому российский МИД потребовал создания гуманитарных коридоров для населения востока страны. В Киеве этот призыв не услышали, а в США данные требования посчитали чрезмерными.
Известно, что в основном в Украине проживает городское население. Значит, для классической зачистки такой территории, как Донбасс и Луганщина, требуется как минимум 300-тысячная группировка войск. Заметим, что официально численность всей украинской армии – 135 тыс. военнослужащих плюс около 20 тыс. человек служат в НГУ, а около 300 тыс. – сотрудники МВД. Таким образом, чтобы нейтрализовать ополченцев Донбасса и Луганщины, официальному Киеву необходимо задействовать практически всех военнослужащих и сотрудников МВД страны. Но это нереально.
России удалось установить конституционный порядок на Северном Кавказе. На это ушло почти 20 лет, если вести отчет со дня распада СССР. В Украине этот процесс может занять не меньше времени. Но для военной борьбы с сепаратизмом нужны крепкое государство и большие военные расходы. Всего этого у современной Украины пока нет. Именно поэтому силовой сценарий на востоке страны терпит фиаско. Получается, Петру Порошенко лучше искать невоенные методы решения проблемы и укрепления целостности страны.