Свиноводство в Белоруссии оказалось в зоне повышенного риска. Фото Reuters
Цены на свинину в Белоруссии бьют рекорды – она подорожала в два раза в течение месяца и почти исчезла с прилавков магазинов. Устранением дефицита занялся лично президент Александр Лукашенко. Анализируя причины, чиновники говорят о факторе африканской чумы свиней (АЧС), а эксперты – о некомпетентности властей. Правительство между тем прорабатывает вопрос закупки свинины за рубежом, в частности в Канаде.
Проблема с поставками свинины на прилавки белорусских магазинов возникла в апреле. Сначала этот вид мяса исчез из продажи, а затем кое-где стал появляться, но по новым ценам. Если в марте свиную вырезку в столичных магазинах можно было приобрести по 70–80 тыс. белорусских рублей за килограмм, что эквивалентно 7–8 долл., то сейчас за такое же мясо придется отдать 14–15 долл.
Традиционно чиновники наличие и масштабы проблемы признавать не хотят. Например, по данным статистики, в апреле свинина подорожала «всего лишь» на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты объясняют такое несоответствие тем, что для данных статистики берется стоимость свинины в виде разрубки, которой в магазинах практически не встретишь. Минсельхозпрод – основной ответственный за производство свинины – и вовсе проблемы не видит. В официальной информации этого ведомства, появившейся на его сайте в разгар обсуждения свиной темы, утверждается, что поставки мяса в торговые сети страны в январе–апреле увеличились на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, слово «свинина» аграрное ведомство страны стыдливо обошло своим вниманием – в официальном сообщении речь идет о мясе в целом. «Вроде бы и не обманули никого, возможно, всего мяса произвели и больше. Но и правды не сказали, ведь о свинине даже не вспомнили», – комментируют ситуацию местные наблюдатели.
Признать проблему Минсельхозпрод не пожелал даже после того, как о ней громко заявил президент страны. «Вы же видите, что люди бегают: дай свинины, детей кормить сегодня нечем», – попенял Александр Лукашенко правительству 27 мая в ходе совещания по кормопроизводству. В минувший вторник, отвечая на вопросы журналистов после церемонии открытия выставки «Белагро-2014», заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Седин тем не менее остроты проблемы не признал. Он заявил, что у Белоруссии достаточно своего мяса, а перебои с поставками объяснил возросшим во время проведения чемпионата по хоккею спросом. «Сейчас обстановка стабилизировалась, мы выполняем все договоренности на поставки мясопродуктов. Проблем нет», – заверил он журналистов.
Эксперты, признающие проблему, называют совершенно иные причины ее возникновения. Главная – это охватившая страну прошлым летом африканская чума свиней. Во-первых, вспышки АЧС вынудили многие хозяйства вырезать свиное поголовье. Во-вторых, аграрные власти заставили поступить так же и большинство частников. Данные статистики подтверждают, что количество свиней в Белоруссии сократилось на 700 тыс. голов, что составляет 20% от их общего количества.
«НГ» тогда писала о «свиных бунтах» в белорусской глубинке и гражданах, выходивших на защиту своей собственности с вилами в руках. Пострадавшие от «свиной разверстки» минувшим летом были уверены, что власти только используют чуму как повод избавиться от них на рынке производства свинины. Основанием для таких выводов служило то, что «частных» свиней требовали уничтожать даже там, где «государственные» оставались здоровыми, – на всякий случай. Нужно заметить, что именно на этом сегменте продовольственного рынка доля частного сектора была достаточно заметной.
Сегодня частники не желают восстанавливать поголовье по нескольким причинам. Во-первых, АЧС никуда не делась. В соседней с Белоруссией Смоленской области России не так давно был зафиксирован случай этой болезни, а это значит, что восстановленное поголовье можно потерять в одночасье. Кстати, по этой же причине не заселяются животными и многие государственные комплексы – руководители хозяйств, да и чиновники опасаются новых потерь.
Кроме того, государство, для которого борьба с частником является частью внутренней политики, установило такие условия убоя животных, которые делают их выращивание в частных подворьях нерентабельным. Как рассказывают белорусские, теперь уже бывшие, животноводы, скот, предназначенный для продажи, необходимо везти убивать на мясокомбинаты. Само по себе такое требование можно только приветствовать как соответствующее мировой практике. Однако таких мясокомбинатов один-два на область. Высокие транспортные расходы плюс оплата услуг мясокомбината – все это делает экономически бессмысленным выращивание свиней на продажу.
Местные наблюдатели находят и логичные объяснения упорному нежеланию Минсельхозпрода не признавать проблему. По их мнению, в минувшем году ведомство скрыло масштабы распространения АЧС. Официально сообщалось лишь о закрытии по этой причине одного свиноводческого комплекса, в то время как сегодня при обсуждении темы восстановления поголовья фигурируют девять свиноферм. «Что за проблема всей страной восстановить девять комплексов?» – рассекретил информацию Лукашенко. «Бросьте туда военных, милицию, полицию, сами идите, вставайте, но девять комплексов должны дезинфицировать и немедленно заселить скотом», – распорядился он. Тем самым президент поставил аграрное ведомство в неловкое положение и перед внешнеторговыми партнерами, и перед странами-соседями, и перед местной общественностью.
Непродуманность государственной политики, отсутствие серьезной аналитической проработки принимаемых решений в очередной раз сыграли злую шутку с белорусскими чиновниками. Только теперь, как признался Василий Седин, власти начинают прорабатывать вопрос закупки недостающих объемов свинины в других странах, где нет очагов АЧС. В частности, по его словам, это может быть Канада.
Минск