Фото Reuters
Победа Петра Порошенко на прошедших президентских выборах отражает кардинальные изменения, произошедшие в расстановке политических сил и настроениях электората. Партия регионов, которая в последние 15 лет имела своих представителей на высших государственных постах, оказалась вытесненной из политического процесса. В свою очередь, пришедшие к власти лидеры националистических партий не смогли выдвинуть единого кандидата. В итоге бизнесмен Петр Порошенко стал компромиссной фигурой, которая оказалась привлекательной для западных стран, крупного капитала и не вызывала сильного отторжения у населения.
Победа Порошенко не приблизила страну к политической стабильности. Выборы президента стали промежуточным этапом современного развития Украины. Более того, борьба за власть между президентом и вчерашними партнерами по борьбе с «режимом Януковича» может привести к новому витку политического конфликта.
Порошенко получил в управление страну, в которой идет гражданская война и разваливается экономика. При этом у власти оказались политические силы, разделяющие националистические взгляды, что значительно затруднит новому президенту решение многих проблем. Он будет вынужден лавировать между необходимостью стабилизировать политическую ситуацию и требованиями националистических сил, которые будут настаивать на проведении «правильного», с их точки зрения, курса во внешней и внутренней политике. Порошенко будет вынужден решать внутриполитические и экономические проблемы в условиях непрекращающейся борьбы между политическими партиями и представителями крупного бизнеса, который усилил давление на Киев.
Новый глава государства не имеет собственной команды, члены которой могли бы занять ключевые посты, и будет вынужден опираться на представителей других политических сил. Этим объясняется его заявление о готовности сохранить за Арсением Яценюком пост премьер-министра. Порошенко не заинтересован втягиваться в переговорный процесс с основными политическими силами по кандидатуре нового премьер-министра. Это изначально предопределяет зависимость нового главы государства от позиций различных политических сил.
Порошенко не имеет поддержки на востоке страны, однако и в западных областях его рейтинг определяется текущей внутриполитической ситуацией. В условиях острого экономического кризиса позиции Порошенко могут резко ослабеть. Кроме того, в ряде западных областей Украины сильные позиции имеют радикальные националистические партии, у которых свое видение развития политической ситуации, а также относительно внешнеполитических приоритетов.
Порошенко не избежит столкновений с Верховной Радой, которая выступает за дальнейшее снижение влияния президента и перераспределение полномочий между парламентом и правительством. Основные политические партии заинтересованы в ослаблении главы государства. Движение в направлении парламентско-президентской формы правления будет провоцировать конфликты Порошенко с Радой.
Перед Порошенко стоит задача разрешения кризиса между юго-востоком и Киевом. Пока в украинских коридорах власти преобладают настроения в решении проблемы юго-востока силовыми методами. Киев отказывается вести переговоры с новыми лидерами юго-восточных регионов, одновременно делая ставку на представителей крупного бизнеса и региональные элиты. Для Киева принципиальной задачей является не допустить расширения протестных акций на другие юго-восточные области.
Сохранение унитарного характера государства будет провоцировать межрегиональные противоречия. Навязывание юго-востоку истории и культуры западных областей Украины, игнорирование языковых особенностей региона будут создавать условия для новых конфликтов.
Наличие в парламенте и вне его стен радикально настроенных политических сил вынудит Порошенко играть по навязанным ему правилам, затрудняя стабилизацию политической ситуации и улучшение ситуации в экономике.
В условиях политической нестабильности и игнорирования законов и правил Порошенко может очень быстро превратиться в президента, против которого будут вести борьбу все политические силы. Подобное развитие событий может спровоцировать в Украине новый политический кризис.