Фото Reuters
Сегодня министры обороны стран НАТО в Брюсселе на заседании военного комитета (ВК) должны дать зеленый свет процессу начала вступления Украины в Североатлантический альянс. Эту новость накануне анонсировала пресс-служба организации, сообщив, что военный комитет оценит готовность НАТО реагировать на кризисы и изучит возможности расширения сотрудничества в военной области с «особыми партнерами – Украиной и Грузией, включая проведение совместных учений с целью повышения оперативного взаимодействия».
Активность НАТО в Украине, в частности, будет усилена в связи с озабоченностью альянса обеспечением безопасности атомных электростанций. Туда из Брюсселя будут направлены военные эксперты. Вице-премьер России Дмитрий Рогозин уже отреагировал на эту новость.
«НАТО теперь в каждой пороховой бочке затычка? Разве это не исключительная компетенция МАГАТЭ – контроль за обеспечением безопасности АЭС?!» – написал он в Facebook. Озабочен активностью НАТО у границ Украины и РФ и начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов. Он в телефонном разговоре с председателем военного комитета НАТО генералом Кнудом Бартелсом заявил, что эта активность не способствует повышению безопасности в Европе. А постпред России при НАТО Александр Грушко предложил провести чрезвычайное заседание Совета Россия–НАТО «из-за резкого ухудшения ситуации на юго-востоке Украины» уже на этой неделе, а не 27 мая, как планировалось.
Нельзя сказать, что данные инициативы связаны только исключительно с приближением президентских выборов в Украине. Невооруженным глазом видно, что в будущем в событиях в этой стране НАТО будет принимать все большее участие, становясь как бы гарантом новоизбранной власти в Киеве. Ранее генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заверил, что будет «держать двери открытыми» для стран, которые видят свое будущее в альянсе. В частности, по его словам, организация намерена укреплять партнерство с Украиной и пересмотреть свои военные планы в свете кризиса в этой стране.
Как далеко зайдут отношения НАТО и новых киевских властей и сможет ли альянс помочь удержать Украину от распада?
Думается, что процесс распада Украины становится необратимым, как в свое время это произошло с Советским Союзом. Но это почему-то упорно не замечают в руководстве НАТО. Крепость власти в любой стране измеряется не только дееспособностью силовых структур, но и способностью властей ими управлять. В 1990–1991 годах президент СССР Михаил Горбачев перевел подчиненность МВД в союзных республиках из Центра местным властям. Страна сразу же стала аморфной, и во многих регионах (Нагорном Карабахе, Абхазии и т.д.) разразились межэтнические и иные политические кризисы и конфликты. То же самое, но уже с определенной спецификой наблюдается в Украине. Вместо того чтобы централизовать управление силовыми структурами, Киев способствует созданию местных вооруженных формирований типа «Донбасс» или «Днепр», которые содержатся и действуют на деньги местных олигархов. Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош не скрывает, что его боевики будут действовать в Донбассе и Луганской области не только во взаимодействии с силовыми структурами, но и самостоятельно, партизанскими методами. В свою очередь, ополченцы самопровозглашенных республик также действуют партизанскими методами, пользуясь поддержкой местных органов МВД. А это признаки гражданской войны. Но в НАТО этого предпочитают не замечать, обвиняя во всем Россию.
Вряд ли вновь избранный президент Украины сможет навести порядок в стране. Есть большая вероятность того, что экономический кризис, который продолжается в Украине, увеличит недовольство населения в других, пока еще немятежных регионах. Весьма вероятны уже через несколько месяцев после президентских выборов активные волнения людей в других областях юго-востока страны.
И что тогда будет делать Киев? Привлекать для нормализации обстановки Национальную гвардию, боевиков Яроша и военизированные батальоны олигархов? Но решить ситуацию с федерализацией можно только путем переговоров и компромиссов. Затягивание этого процесса породит антикиевские настроения, запустив процесс самоопределения в других территориях Украины. Роль НАТО во всех этих процессах просматривается с трудом. Разве что стратеги альянса и впрямь готовят для новоизбранного президента Украины реальную военную поддержку.