Белорусские животноводы хотели бы работать и на себя, но правительство не разрешает. Фото Reuters
Правительство Белоруссии готовит реформу Аграрно-промышленного комплекса (АПК). Ее основные положения будут представлены президенту на специальном совещании в конце мая. Комментируя ход подготовки изменений, эксперты констатируют, что реформаторские предложения исчезли в процессе обсуждения.
О реформе в аграрной отрасли правительство робко заговорило полгода назад. Поводом послужила глубокая экономическая неэффективность сельхозпроизводства в стране. При огромных инвестициях в агропромышленный комплекс полученной выручки оказывается недостаточно даже для того, чтобы покрыть затраты на производство. Примерно 40% предприятий отрасли убыточны. По ранее озвученной Министерством сельского хозяйства и продовольствия информации, долги отрасли достигли 6,5 млрд долл. и продолжают расти. Средняя зарплата в сельском хозяйстве составляет около 400 долл., это на 200 меньше, чем в промышленности, и сопоставимо лишь с доходами медиков и учителей, которые балансируют на грани выживания. При этом средняя зарплата далека от суммы, которую получают на руки простые работники. Как правило, это 200–250 долл. Что интересно, сумма госвложений за последние три года практически эквивалентна объему долгов, накопленных отраслью.
В январе состоянием АПК озаботился и президент Александр Лукашенко. «Настало время разобраться... и принимать решение: или мы сельское хозяйство поддерживаем, как поддерживали, или их (аграриев. – «НГ») надо наклонить на всю катушку, чтобы они зарабатывали деньги сами», – заявил президент во время пресс-конференции для редакторов местных СМИ. По его распоряжению была создана рабочая группа под руководством премьер-министра Михаила Мясниковича. Глава государства поручил выяснить причины низкой экономической эффективности отрасли и подготовить предложения, способные изменить ситуацию.
На минувшей неделе все наработанное чиновниками обсуждалось на совещании у президента. Как ранее писала «НГ», ссылаясь на мнения экспертов, предложения содержали рыночные элементы и с натяжкой могли претендовать на обозначение «реформы». В частности, влияние государства на цены и объемы производства предлагалось ограничить рамками госзаказа, а остальное позволить хозяйствам продавать туда, куда они пожелают, и по цене, которую удалось получить. Также аграрное лобби настаивало на том, чтобы ограничить вмешательство чиновников в хозяйственную деятельность, для чего ликвидировать одно звено (районное) госуправления и заменить его группой консультантов. Новая схема господдержки предполагает, что деньги будут получать сами сельхозпредприятия на произведенную продукцию, коль скоро чиновников над ними станет меньше. Шла речь в предложениях и об отсрочке выплат долгов, и о снижении стоимости кредитов (сегодня это 40% годовых).
В то же время самое главное новшество, по мнению экспертов, это готовность формировать собственника на селе. Один из подготовленных проектов предлагал предоставить членам коллектива право получить долю в своем хозяйстве, получать на нее дивиденды и даже распоряжаться – продавать и завещать. Как признаются сами чиновники от АПК, главная беда отрасли – бесхозяйственность. Только по этой причине потери АПК в прошлом году составили 1,4 млрд долл., признался недавно Михаил Мясникович. Эксперты утверждают, что победить бесхозяйственность можно одним путем – позволить на селе появиться собственнику, или через продажу, или через приватизацию. Пока готовились документы, казалось, что мнение экспертов было услышано. Однако, как показали совещания, которые активно проводит правительство на этой неделе, от предложений до реализации дошло не все. В частности, самая главная норма, видимо, «потерялась». По информации участников таких совещаний, которые проводят лично премьер и вице-премьер, курирующий отрасль, планы ограничить власть чиновников и позволить руководителям и членам коллектива стать собственниками государственных де-факто сельхозпредприятий уже не озвучиваются. «Наверное, их не одобрил президент, – сказал «НГ» на условиях анонимности один из участников таких мероприятий. – А это значит, что все остальные меры бессмысленны. Людям неинтересно работать, когда у них нет ни мотивации, ни права принимать решения, брать на себя предпринимательские риски». «Отсроченные долги прирастут новыми, а из отрасли уйдут последние толковые специалисты, разочарованные «реформой», – с горечью констатировал собеседник «НГ».
Как утверждают эксперты, Лукашенко – противник частной собственности. Во-первых, потому, что воспитан на советской экономике и не усвоил других подходов к управлению. Во-вторых, видит в частниках угрозу своей власти. Ведь если предприятия станут сильными и финансово самостоятельными, им сложно будет приказать обеспечить явку и правильное голосование работников. Это дает основания экспертам говорить, что при власти Лукашенко любые рыночные реформы обречены на провал.
Минск