В Заксобрании ожидаются интеграционные бои. Фото с официального сайта парламента Киргизии
Начался процесс присоединения Киргизии к Таможенному союзу (ТС). В начале этой недели стало известно, что правительство республики согласилось с проектом «дорожной карты» и передало его на обсуждение в парламент. Но в депутатском корпусе есть как сторонники, так и противники движения страны в сторону России.
Обсуждение документа в республиканском парламенте может начаться в конце этого месяца, а пока сторонники и противники данной инициативы изучают впервые опубликованную в СМИ «дорожную карту» по вступлению страны в ТС.
Из документа следует несколько выводов. Источники финансирования необходимых подготовительных мер не определены. Учитывая, что для полноценного участия страны в интеграционном объединении потребуется всерьез перелопатить местные законы и нормативы, переоборудовать или создать с нуля лаборатории, оснастить таможенные пункты пропуска дополнительным оборудованием, затраты на вхождение могут измеряться сотнями миллионов долларов.
Кто возьмет на себя этот груз? Понятно, что не бюджет Киргизии. Там стабильный дефицит, объем которого чиновники из года в год безуспешно обещают сократить. Остаются лишь внешние источники, наиболее вероятными из которых является бюджет России и гранты с кредитами от Евразийского банка развития. Затраты на финансирование вхождения Киргизии в ТС будут компенсироваться за счет упрощенного доступа на киргизский рынок предпринимателей из стран союза, а также уменьшением потенциальных затрат на обеспечение безопасности.
Предполагаемое вступление Киргизии в ТС остается одной из самых спорных тем в республике. Интенсивность обсуждений растет. Правительство свою позицию обозначило однозначно: «Вступаем». Часть местных политических сил оппозиционного толка высказываются против.
Попытки организовать протестные акции пока заканчиваются грустно. Количество подписей за отставку министра экономики Темира Сариева (активно агитирует за вступление в ТС) не превысило 300. Несмотря на активную агитацию в социальных сетях, на уличную акцию против вступления пришли не более 100–150 человек.
При этом власти Киргизии продолжают информкампанию, призванную убедить граждан в пользе интеграционного объединения. В то же время открытым остается вопрос сроков. Сколько времени потребуется стране, чтобы вступить в ТС, сколько продлится переходный период, во время которого в Киргизии к части ввозимых товаров будет применяться иная таможенная ставка, чем в других странах ТС, и какие именно товары попадут в этот список? На эти вопросы ответа пока нет. Судя по «дорожной карте», поиск источников финансирования может продлиться до 2016 года, оснащение лабораторий – до 2018-го. Схожие крайние сроки предусмотрены и на оснащение пограничных пунктов пропуска – 2017 год.
Это не означает, что Киргизия вступит в объединение не ранее 2017–2018-го, вхождение, при наличии денег и политической воли, может произойти и ранее, например в 2016 году.
Пока же судьба «дорожной карты» находится в руках киргизских парламентариев. Можно не сомневаться, что обсуждение документа будет сопровождаться скандалами, демонстративными заявлениями и уличными акциями протеста. Сроки и результаты рассмотрения в парламенте спрогнозировать сложно. Если администрация президента Киргизии провела качественную подготовительную работу, на что указывают некоторые признаки, документ может пройти через парламент в сжатые сроки – за месяц-два. В противном случае обсуждение «карты» может стать задачей депутатов следующего созыва, в конце 2015 года.
Бишкек