Несколько грузинских НПО готовят открытое письмо правительству страны с призывом принять «взвешенное решение по вопросу золотоносного рудника Сакдриси». Под этим, очевидно, стоит понимать запрет на его эксплуатацию. Золотодобычей в районе горы Сакдриси занимается RMG Gold – компания, по неподтвержденным данным, с российским капиталом. Причина требования об остановке работ на руднике, однако, не в плоскости сложных российско-грузинских отношений, а в том, что золотодобыча угрожает сохранности древней шахты, датируемой IV–III веками до н.э.
Гора Сакдриси расположена в Дманисском районе Грузии, известном сенсационными археологическими находками. Следы стоянок, найденные останки и примитивные орудия труда поколебали историю возникновения и развития человечества. Территория, где проводились раскопки, постепенно расширялась и достигла близлежащих Маднеульских медно-золотоносных приисков, которые эксплуатировались еще в советское время.
В 2004 году совместная немецко-грузинская экспедиция обнаружила в Сакдриси древнюю шахту с явными признаками работ, которые могли сопутствовать процессу добычи металлов. Наиболее горячие головы связали находку с легендой об аргонавтах, похитивших золотое руно, невзирая на то, что Колхида, где по преданию высадились древнегреческие герои, – в другом конце Грузии, да и по времени заметны нестыковки в несколько веков. Ясон с друзьями вскоре отошли на второй план, но это не помешало локальному местечку Сакдриси получить статус памятника древней культуры и быть включенным в список особо охраняемых объектов.
Работы на самих Маднеульских приисках между тем шли своим чередом, хотя за эти годы сменился не один инвестор. Скандал разразился неожиданно. Вдруг стало известно о том, что компания RMG Gold в добыче металла дошла не только до горы Сакдриси, но чуть ли не до самой шахты древних рудокопов, и если «старателей» не остановить, то исторический объект будет попросту уничтожен.
На «тропу войны» с современными золотодобытчиками первыми вышли студенты тбилисских вузов. Параллельно развернулись настоящие баталии в Министерстве культуры, которое, как выяснилось, упразднило статус Сакдриси. Один из заместителей министра культуры Марина Мизандари, отстаивавшая историческую ценность древней шахты, была вынуждена оставить должность. Теперь она намерена добиться восстановления на работе через суд и одновременно доказать недопустимость аннулирования исторического статуса. Недавно экс-замминистра заявила, что хранящееся в одном из азербайджанских музеев некое золотое украшение изготовлено именно из сакдрисского золота, – мол, соответствующие доказательства получены западными специалистами с использованием современных методик, а сама шахта получила статус исторического наследия не с бухты-барахты, а после девятилетнего изучения немецкими и французскими археологами.
Грузинские власти, однако, придерживаются иной позиции. Министр культуры Гурам Одишария считает, что Сакдриси требует дополнительного скрупулезного изучения привлеченных незаинтересованных опытных специалистов. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили, обратившись к проблеме, заметил, что существовавших данных было недостаточно для объявления в свое время объекта исторической ценностью и нужны новые исследования. При этом премьер напомнил, что на месторождении занято около 3 тыс. человек, и это важно для Грузии, одной из главных проблем которой остается безработица.
Противники работ на Сакдриси уцепились именно за эту фразу и обвинили власти в отсутствии патриотизма – ради решения сиюминутных задач правительство готово забыть об историческом наследии. Их надежды на немецких археологов, причастных к этой истории, похоже, могут и не оправдаться. Прибывший на днях в Тбилиси для консультаций по вопросу исторической ценности древней шахты ученый воздержался от встречи с Цотнэ Гамсахурдиа – неформальным лидером протестного движения. Сын первого президента Грузии с группой журналистов тщетно прождал археолога у гостиницы, в которой он остановился, – тот, то ли не разобравшись в ситуации, то ли по какой-то другой причине, вдруг очень заспешил в свой номер, на скором ходу призывая не забывать о том, что… является приглашенным в Тбилиси гостем.
Вчера Цотнэ Гамсахурдиа, подчеркнув, что, имея возможность встретиться с членами правительства, по ряду соображений предпочел общаться с ними посредством социальной сети Facebook, на своей странице призвал власти страны принять разумное решение во вопросу Сакдриси, которое соответствовало бы национальным стратегическим интересам Грузии и ее народа, а не преследовало бы сиюминутные цели.
Другая сторона затянувшегося конфликта – компания RMG Gold свою позицию, похоже, менять тоже не намеревается, напоминая о значимости для Грузии каждого работающего предприятия и заявляя о готовности довести свою программу до конца. Не так давно один из руководителей RMG Gold Сосо Цабадзе на пресс-конференции высказал подозрение, что сложившаяся вокруг Сакдриси ситуация «является результатом политических спекуляций». По его словам, вопрос неоднократно рассматривался на различных уровнях, и существование объекта культурного наследия на этой территории не подтверждено.