Из «Манаса» ушли американцы, а новых арендаторов не появилось. Фото с сайта www.airport.kg
Руководство ОАО «Международный аэропорт «Манас» провело переговоры с делегацией Департамента гражданской авиации Турции, подписав по итогам встречи меморандум о сотрудничестве. Об этом «Азаттыку» (киргизская служба Радио «Свобода») сообщил вице-президент авиапредприятия Илим Карыпбеков. Однако местные эксперты считают, что судьба самого крупного киргизского аэропорта все еще остается неясной.
Ранее на «Манас» претендовала «Роснефть». Но после протестов, прошедших в республике, компания отказалась от намерения вкладывать в него деньги. И Бишкек стал искать других инвесторов. Поиск инвесторов, готовых вложить средства в главные воздушные ворота страны – аэропорт «Манас», идет уже более года. Аэропорт был прибылен, пока использовался авиацией ВВС США для переброски войск в Афганистан и дозаправки действующих там самолетов.
После решения Бишкека «указать янки на дверь» руководство «Манаса» сообщило: аэропорт убыточен, срочно требуется альтернативный источник финансов.
Среди желающих вложиться в развитие аэропорта назывались две российские компании – «Роснефть» и «Новапорт», три компании из Китая – China Machinery Engineering Corporation, China CAMC Engineering Co. и «Чжоуе», а также три международных инвестора – Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и компания Avia Invest.
Выбор менеджмента пал на «Роснефть». 19 февраля 2014 года правительство Киргизии (ему принадлежит 84% акций аэропорта) и НК «Роснефть» подписали меморандум о намерениях. Четкие условия, на которых россияне были готовы вложить средства, не назывались, по одной из версий, в обмен на значительные инвестиции и бесперебойное снабжение дешевым авиакеросином «Роснефть» могла получить 51% акций главного аэропорта Киргизии.
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев намерения «Роснефти» поддержал публично: «Чтобы аэропорт «Манас» жил дальше и развивался, надо, чтобы была главная составляющая – это дешевый керосин. Если топливо в аэропорту «Манас» будет дешевле, чем в Алматы, Астане, Ташкенте, Душанбе, то он начнет бурно развиваться. А дешевый керосин нам может дать только «Роснефть».
В ответ развернулась оживленная агиткампания против «Роснефти» – критики сделки упрекали власти страны и руководство аэропорта в непрозрачности переговорного процесса (критерии отбора инвестора действительно не были ясны, открытый тендер не проводился) и утверждали, что продажа стратегического объекта российской компании будет угрожать суверенитету Киргизии.
Против сделки выступили сотрудники нескольких НКО, ряд депутатов парламента, а также оппозиционеры, привычно упрекающие президента в «продаже родины». Итогом стало сообщение президента Атамбаева, который рассказал, что 16 апреля глава «Роснефти» Игорь Сечин якобы заявил главе аэропорта «Манас» Албеку Ибраимову следующее: «Если уж сейчас, когда нас там нет, киргизы не хотят давать нам работать, то и нам не нужны ни 50%, ни 51% ваших акций. Найдите себе других».
С отказом «Роснефти» рухнули и надежды на дешевый керосин и на рост конкурентоспособности. Руководство аэропорта с сожалением заявило о необходимости искать других инвесторов.
По данным «НГ», ситуация такова: аэропорт – малопривлекательный объект для инвестиций. Среди минусов – отсутствие транзитного зала, тревожная ситуация с текущим состоянием взлетно-посадочной полосы, необходимость модернизации радиолокационного оборудования, раздутый штат сотрудников, среди которых много блатных, наличие поблизости крупных успешных аэропортов-конкурентов.
Вопросы вызывает и качество управления аэропортом, который, на протяжении 12 лет получая доход от присутствия авиабазы США, так и не смог всерьез модернизировать хозяйство. Один из главных предметов гордости – построенный за 22,5 млн долл. малый терминал «Манас-2» – простаивает и, как следствие, прибыли не приносит. По сути, чтобы поднять аэропорт «Манас» на достойный уровень, любому инвестору, откуда бы он ни был, необходимо вложить значительные средства без внятных шансов на успех. И все это – на фоне нестабильной политической ситуации в стране.
Данные «НГ» подтверждаются и заявлениями нынешних топ-менеджеров. Исполнительный директор ОАО «Международный аэропорт «Манас» Илим Карыпбеков в беседе со СМИ признал: «Нет очереди из инвесторов, желающих прийти в Киргизию, где постоянно происходят митинги или ЧП местного масштаба, где кто-то постоянно старается дестабилизировать политическую ситуацию. Мы целый год работали, были в России, в Турции, в Европе, всем предлагали сотрудничать. При этом зарубежные компании нехотя рассматривают наши предложения».
Бишкек