У премьер-министра Джоомарта Оторбаева очередная проблема – как обеспечить республику продуктами. Фото с официального сайта правительства Киргизии
Специалисты в Киргизии бьют тревогу: степень продовольственной безопасности государства достигла критического уровня. Об этом заявил начальник управления продовольственной безопасности и маркетинга Министерства сельского хозяйства и мелиорации республики Жумабек Асылбеков. По его словам, многолетний поиск новой экономической стратегии с опорой на преимущественное развитие отношений со странами дальнего и ближнего зарубежья не принес результатов.
«Кыргызстан, располагая значительными земельными и трудовыми ресурсами, будучи способным обеспечивать не только собственные потребности внутреннего продовольственного рынка в продуктах питания, но и экспортировать значительные объемы на мировые рынки, оказался в такой ситуации, когда степень продовольственной безопасности государства превысила критический уровень», – цитирует Асылбекова агентство CA-NEWS. «На сегодняшний день внутренний рынок стал рынком реализации импортного продовольствия», – сказал Асылбеков.
По данным специалистов, в Киргизии сокращается потребление мяса и рыбы, а недостающие продукты замещаются хлебом и картофелем.
В 1990 году каждый киргиз в среднем потреблял 54 кг мяса, а в 2012 году этот показатель снизился до 36,9 кг. Норма потребления – 61 кг в год. За тот же период в три раза снизилось потребление рыбы и в полтора раза – сахара. В то же время жители Киргизии стали есть больше хлеба, картофеля, овощей и фруктов – такие данные озвучил в понедельник представитель Всемирной продовольственной программы ООН Азиз Аалиев.
Радикальное изменение диеты по сравнению с началом 90-х объясняется просто – за 24 года серьезно снизилась покупательная способность населения. Большая часть киргизов не в состоянии регулярно питаться мясом – слишком дорого. Наиболее тяжелая ситуация складывается в отдаленных селах на окраинах страны. Там уровень жизни таков, что рацион семьи может состоять исключительно из лепешки, чая и небольшого количества сахара. В городах, тем более столице – Бишкеке рацион средней семьи полноценнее.
Помимо снижения доходов и роста цен причиной скудного рациона является падение урожайности. Распад колхозов, поломка техники, отсутствие квалифицированных специалистов (агрономов, механиков, животноводов), разрушение ирригационных сетей привели к сокращению посевных площадей и деградации пастбищ. 90% сельскохозяйственной продукции сейчас производится в стране семейными фермерскими хозяйствами. Притом что 60% населения живет в сельской местности и три четверти пахотных земель принадлежит частникам, вклад сельскохозяйственного производства в ВВП страны не превышает 25%.
Влияние государства на ситуацию остается низким. Реализуемые программы поддержки фермеров недостаточно масштабны – денег в казне нет. Да и часть тех, что выделяется, разворовывается, не доходя до конечного получателя. Как следствие – тревожное положение в продовольственной безопасности. На начало 2014 года Киргизия из девяти необходимых видов продуктов обеспечивала себя полностью только тремя. «Это картофель, молоко и овощи. Обеспеченность по хлебопродуктам и муке составила 47%, мясу – 37%, растительному маслу – 31%, сахару – 12%», – сообщил министр экономики Темир Сариев.
Россия уже несколько лет поддерживает Киргизию, помогая республике хотя бы частично решить продовольственную проблему. Помимо регулярного выделения бесплатных семян и ГСМ для посевных работ уже 11 лет Москва оплачивает проекты Всемирной продовольственной программы ООН по улучшению продовольственной безопасности в Киргизии. В феврале 2014 года правительство России на эти цели выделило очередные 3 млн долл. На эти деньги предполагается не только закупить и раздать наиболее уязвимым семьям муку и растительное масло, но и помочь гражданам «в реабилитации ирригационных сетей и пахотных земель, улучшении сельскохозяйственного производства».
Бишкек