Киргизские депутаты могут ответить по новому закону. Фото с официального сайта парламента Киргизии
Парламент Киргизии одобрил законопроект о введении уголовного наказания за публикацию ложных сообщений о преступлениях в СМИ. В Уголовный кодекс будут внесены поправки, согласно которым за такое нарушение предусмотрен штраф от 50 тыс. до 200 тыс. сомов (от 1 тыс. долл. до 4 тыс. долл.), либо лишение свободы на срок до пяти лет. Действие закона распространяется не только на журналистов, но и на политиков, которые необоснованно обвиняют друг друга в прессе. Закон вступит в силу после того, как его подпишет президент страны.
Вчера внефракционный депутат парламента Омурбек Абдрахманов попросил коллег переголосовать за законопроект о введении уголовного наказания за публикацию ложных сообщений о преступлениях в СМИ. Он считает, что народные избранники не сориентировались, за какой законопроект голосуют, и по невнимательности одобрили его. Данный законопроект противоречит Конституции Киргизии, и принимать его было нельзя, считает он.
Инициатором поправок выступила депутат от проправительственной фракции «Ар-Намыс» («Достоинство») Эристина Качкарова. Она заявила, что изменения в Уголовный кодекс не направлены против журналистов и СМИ, а касаются недобросовестных политиков: «Есть у нас некоторые политические деятели, называющие себя оппозиционерами и позволяющие себе разные высказывания. Других госслужащих тоже можно привлекать к ответственности. Например, недавно я стала свидетелем того, как член правительства… говорил, что все сотрудники ДПС являются коррупционерами. Чтобы говорить такое, нужно иметь доказательства». По ее мнению, ответственность за распространение заведомо ложной информации будет нести источник информации, а не СМИ или журналист. Журналисту, по ее словам, придется отвечать, если в публикации нет ссылки на источники. Между тем новый закон уже вызвал критику со стороны правозащитных организаций. «Данная инициатива является не чем иным, как ужесточением законодательства в сфере СМИ», – сказала «НГ» правозащитница Токтайым Уметалиева. По ее словам, налицо «очередная попытка власти обуздать свободу слова, поскольку закон инициировала проправительственная коалиция». «Этот закон станет оружием в руках власти в период приближающихся предвыборных парламентской и президентской кампаний. Самое большое достояние, которое пока еще сохраняется после всех госпереворотов, – наша свободная пресса. Теперь и это оказалось под угрозой», – сказала Уметалиева. По ее словам, законопроект должен быть опротестован в Конституционной палате.
«В реальных условиях сегодняшней Киргизии нововведения в законодательстве совсем не обязательно будут использоваться в интересах государства и общества. Государственные институты работают не в общественных интересах, а обслуживают узкий круг чиновников в окружении президента Атамбаева, а в регионах – местных лидеров, зачастую не всегда занимающих государственные посты. Один из главных парадоксов Киргизии – потребность в сильных государственных структурах и отсутствие персоналий, способных работать для государства, отсутствие вообще сильных политиков как таковых», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, введение уголовной ответственности за публикацию «ложной информации» в СМИ будет просто инструментом для сведения счетов между действующими фигурантами киргизской политики, способными влиять на судебные решения. «Учитывая высочайшую коррумпированность всего и вся, включая судебную систему, это будет несложно, и можно предположить, что инструмент будет востребован. При этом практика киргизской политики показывает, что притянуть к ответственности по принимаемому закону авторов неугодных заявлений киргизским судам не составит труда. Простой пример: в СИЗО Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Киргизии несколько месяцев находится бывший полковник спецслужб и экс-заместитель председателя Нацбанка Киргизии Абдымалик Мырзаев. Ему вменяется в вину попытка организации государственного переворота, основывающаяся на его публичных высказываниях о том, что в нынешних условиях эффективными управленцами для Киргизии могли бы стать военные», – отметил эксперт.
Князев на себе испытал работу киргизских судов, выполняющих зачастую распоряжения властей. Политолог, являясь гражданином России, постоянно жил в Бишкеке. Год назад его не впустили в Киргизию, когда он возвращался из Казахстана. На границе ему было вручено постановление о запрете въезда в Киргизию в связи с нарушением статьи 13 Закона «О государственной границе». На следующий день ГКНБ распространило информационное сообщение о том, что «въезд в Кыргызстан Александру Князеву закрыт органами национальной безопасности КР с 29 апреля 2013 года, поскольку имеются соответствующие причины». После обращения в суд через представителя стала известна причина отказа во въезде в республику Князеву. На суде представитель ГКНБ сообщил, что от имени Александра Князева «в СМИ публиковались статьи, в которых высказывалось явное неуважение к народу Кыргызстана, выражалось недовольство государственным устройством, политикой, проводимой президентом». «В этих статьях Князев пытается навязать свое мнение другим, чем усугубляет ситуацию в стране, будоражит народ, что может привести к негативным последствиям», – говорится в решении суда. Между тем все материалы дела засекречены, и ознакомиться с ними не может ни Князев, ни его представитель в Киргизии.