Фото Reuters
Тема агрессии России против Украины приобрела у украинских националистов невиданную популярность. Образ врага, который настойчиво формируют из России, помогает Киеву объяснять внутренние неудачи и экономические трудности, привлекать внимание западных политиков.
После вхождения Крыма в состав России украинские власти стали раскручивать тезис о стремлении Москвы присоединить к себе юго-восток Украины. Через украинские средства массовой информации идет массированная обработка населения, которое убеждают в агрессивных замыслах Москвы. Правоохранительные органы чуть ли не ежедневно сообщают о задержании российских диверсионных групп, которые якобы замышляли противоправные действия против украинского государства и его населения. Эти сообщения выступают в качестве оправдания борьбы с «сепаратистами» на востоке страны.
Обвинения России в агрессии имеют несколько измерений. Во внутренней политике Киев получает возможность для консолидации электората, отвлечения населения от социальных проблем. Более сложно обстоит дело с внешнеполитическими дивидендами, на которые рассчитывают украинские власти. Претензии к России усилили позиции антироссийских сил в западных странах, что повысило политическое внимание к Украине. Однако на этом все выгоды заканчиваются, поскольку ни ЕС, ни США пока не выделили денег на поддержку экономики Украины.
Формирование негативного образа России является частью продуманного плана западных стран, которые преследует далеко идущие цели. При этом Киев выступает скорее в качестве инструмента, нежели самостоятельного игрока. России пытаются навязать образ агрессора, спровоцировать на активное вовлечение в украинские события. Акцент делается на недавнем вхождении Крыма в состав России. Однако апелляция к данным событиям некорректна, поскольку ситуация на востоке Украины имеет существенные отличия. Прежде всего отсутствуют государственные структуры, готовые выступить с консолидированных позиций, областные советы самоустранились, Партия регионов предпочитает не замечать событий, а крупный бизнес стремится договариваться с Киевом за спиной населения. Наконец, юго-восток неоднороден по своим настроениям и население в основном ставит вопрос о защите своих интересов в рамках украинского государства.
Существуют и другие факторы, которые указывают на нецелесообразность более активного участия России во внутриукраинских делах.
Во-первых, вовлеченность России в дела Украины приведет к новому витку конфронтации между Москвой и западными странами, которые в последний месяц усилили на Россию информационное давление. Во-вторых, в восточных областях Украины нет политических сил, на которые Россия могла бы опереться. Разрозненные группы населения не имеют административной и финансовой поддержки.
Вовлеченность России в конфликт в Украине приведет к консолидации сторонников националистических партий, которые в последние недели торопятся эксплуатировать тему «агрессии России». Например, Тимошенко объявила о формировании «Движения сопротивления российской агрессии», «Правый сектор» выступил с призывом к мобилизации. В Верховной Раде депутаты из нового парламентского большинства устроили соревнование законопроектов, которые ужесточают борьбу с сепаратизмом, терроризмом, покушением на территориальную целостность и украинскую символику. В случае вовлечения России в украинские события националисты получат дополнительные возможности для наращивания собственного рейтинга. В этих условиях экономические трудности, передел собственности, обнищание населения – все будет списано на «агрессию» России.
Вхождение России на территорию Восточной Украины, чем Киев постоянно пугает украинского обывателя, даст украинским властям дополнительный повод для обращения за помощью к НАТО. Исполняющий обязанности президента Турчинов, не вдаваясь в тонкости международного права, обращался к генсеку ООН за военной помощью, не понимая сути миротворческих операций. В случае если Киев обратится с просьбой о военной помощи к НАТО, не исключено, что альянс воспользуется подобным «приглашением». Наконец, крупный бизнес востока Украины ориентируется на Киев и не поддерживает требований населения юго-восточных областей о федерализации.
Антироссийская риторика стала ключевым элементом внешней и внутренней политики украинских властей. Однако поиски Киевом «руки Москвы» в событиях на востоке страны и нежелание учитывать требования населения лишь загоняет конфликт внутрь, снижая вероятность его мирного разрешения.