Президент Алмазбек Атамбаев объясняет, чего Бишкек хочет от ТС. Фото с официального сайта президента Киргизии
«Дорожная карта» по вступлению Киргизии в Таможенный союз (ТС) вновь отправлена на доработку. Прошедшие на предыдущей неделе переговоры между представителями стран ТС и Киргизии проходили в закрытом режиме.
Итоги мероприятия ощутимо различаются в зависимости от рассказчика. По версии киргизской стороны, республике удалось отстоять ряд требований и добиться продвижения в переговорном процессе. В частности, по данным источников в правительстве республики, переговорщикам удалось увязать исполнение нескольких пунктов «дорожной карты» с их финансированием из-за рубежа. Подтверждена договоренность о выработке списка товаров, на которые после вступления республики в ТС определенный промежуток времени будут применяться сниженные таможенные пошлины.
Иное восприятие итогов переговоров создается, если выслушать казахстанских чиновников. Так, по словам первого заместителя премьер-министра Казахстана Бакытжана Сагинтаева, подписание «дорожной карты» сорвалось из-за того, что Бишкек выдвинул ряд неприемлемых условий, в том числе потребовал, «чтобы Россия, Казахстан и Белоруссия построили в Киргизии экспортно ориентированные предприятия за свой счет».
Переговоры по вступлению Киргизии в ТС ведутся уже несколько лет. В начале интеграционного пути власти республики обещали согражданам, что вступление состоится еще в прошлом году. Теперь местные чиновники, говоря о ТС, предпочитают конкретные сроки не называть. Однозначно то, что ранее конца этого года республика в Таможенный союз не вступит. По словам источников в киргизском правительстве, ее представители во время переговоров по ТС борются за каждый пункт договора, пытаясь выторговать максимальную выгоду для страны. Удачным будет считаться исход переговоров, если нынешние члены ТС выделят деньги на создание фонда развития экономики страны, строительство заводов в Киргизии, на обустройство границы, создание лабораторий по сертификации товаров в соответствии с требованиями ТС.
Также киргизская сторона настаивает на предоставлении своим мигрантам дополнительных льгот в процессе их пребывания на территории ТС, а также предоставлении статуса свободных экономических зон трем киргизским оптово-розничным рынкам – «Дордой», «Мадина», «Кара-Суу».
Страны ТС на уступки особо идти не хотят. Сроки по вступлению Киргизии в союз «сверху» не спущены, в результате переговорщики торгуются, постепенно очерчивая контуры будущей «дорожной карты». Сам документ, по словам киргизских чиновников, готов на 90%, однако последние 10% будут даваться с изрядным трудом, именно в них содержатся потенциальные многомиллионные выгоды.
Помимо выгод потенциальных в затягивании переговоров есть и выгоды реальные: чем дольше Киргизия не будет вступать в ТС, тем больше заработают владельцы крупных киргизских рынков.
Следует отметить, что в последнее время в самой Киргизии в отношении вступления в ТС наблюдается несколько любопытных тенденций. Первая – благодаря активной антипропаганде, ведущейся по инициативе местных реэкспортеров (они сильно пострадают при вхождении в ТС) и ряда структур, работающих на гранты США, количество граждан, поддерживающих инициативу о вхождении в ТС, сократилось примерно на 10% по сравнению с прошлым годом.
Вторая – буквально в последние две недели в местных СМИ ощутимо возросло количество материалов, рекламирующих выгоды ТС для местного населения. Статьи и репортажи «за ТС» можно увидеть как в независимых, так и в контролируемых правительством СМИ. Третья – практически одновременно с пропагандой вхождения в ТС местные СМИ начали публикацию заявлений, суть которых сводится к тому, что «американцы мешают нам развиваться и входить в ТС». Под критику попали не только местные НПО, но и офис USAID в республике.
В целом понимание сути ТС и последствий вхождения в него Киргизии в самой республике остается весьма низким. За исключением узкого круга специалистов, население страны не имеет четкого представления о плюсах и минусах интеграции. Факты и трезвый расчет подменяются мифами и страшилками. По словам депутата республиканского парламента Улукбека Кочкорова, «мы сами не можем понять, что произойдет в стране, если вступим в Таможенный союз, а у населения сейчас это основной вопрос».
Бишкек